Светлана Доровских
Дидактическая игра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Назови лишнее»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
ФГОС дошкольного образования определяет обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в познавательной деятельности, в речевом и социально-коммуникативном развитии.
Ведущий вид деятельности дошкольника – игра, поэтому использование дидактической игры для реализации ФГОС наиболее обосновано.
Публикация «Дидактическая игра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Назови лишнее“» размещена в разделах
Дидактическая игра «Назови лишнее» направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования и развивает у ребенка :
инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности,устную речь, возможность ее использования для выражения своих мыслей, любознательность,взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Данная игра проводится с использованием рамки - вкладыша «Насекомые».
Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях.
Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. В старшем дошкольном возрасте это задание можно комбинировать с другими. В нашем случае с нахождением лишнего предмета и обоснованием своего выбора.
Игра имеет большое образовательное значение, так как дети учатся пользоваться своими знаниями, выражать их словами.
Таким образом, дидактическая игра «Назови лишнее» на основе рамки-вкладыша «Насекомые» на современном этапе актуальна для реализации ФГОС дошкольного образования.
Описание игры
Образовательная область: познавательная с интеграцией в речевое и социально-коммуникативное развитие.
Цель: формировать познавательное действие классификации объектов природы.
Задачи:
• обобщить знания детей о насекомых;
• развивать способность выделять существенные признаки предметов;
• развивать внимание и логическое мышление;
• развивать связную речь;
• расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них представлений об объектах природы;
• воспитывать у детей способность выслушивать друг друга не перебивая;
• развивать уверенность в себе и в своих возможностях;
• формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками.
Игровые правила:
Найти лишний предмет на вкладыше. Доказать, почему.
Ход игры.
Воспитатель показывает пустую рамку «Насекомые» и говорит: «Ребята, посмотрите все насекомые из рамки куда – то разбежались, помогите мне их собрать. А искать мы будем то насекомое, загадку про которое вы отгадаете:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
Я пятнистая букашка.
Если в руки попаду –
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (Божья коровка)
Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья у мошки,
Ножки - у блошки.
Кто это? (Кузнечик)
Жу! Жу! Жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву "ж" все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)
В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем.
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает? (Улитка)
Воспитатель: «Молодцы, ребята, всех насекомых собрали. А как вы думаете, не заполз ли на эту картинку кто-то лишний? (улитка) А почему она лишняя? Правильно, ребята, улитка не насекомое, а моллюск.
Что-то наша улитка загрустила. Давайте попробуем назвать признаки, которыми каждый из обитателей этой рамки отличается от других.»
Пчела отличается тем, что является насекомым, которое люди специально разводят для получения меда. Туловище насекомого окрашено желтыми и черными полосками.
Божья коровка очень полезное насекомое, так как уничтожает тлю. Отличается она и окраской – красная с черными точками.
Бабочка единственное из насекомых, которое проходит превращение из одного насекомого в другое (из гусеницы в бабочку). Бабочка – капустница желтого цвета.
Кузнечики – мастера по прыжкам в длину. Они могут прыгать на расстояния во много раз превышающие длину их тела. Это насекомое зеленого цвета, очень трудно заметить его в траве.
Майский жук – одно из самых вредных насекомых, наносит огромный урон сельскому и лесному хозяйству. Он синего цвета с перламутровым оттенком.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вот и улитка успокоилась, поняла, что в каждом есть какая-то своя особенность. Понравилась вам игра?».
Используемая литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991г.
2. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. - М., 1997.
3. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982г.
Используемые источники:
1. https://www.numama.ru/
2. https://www.vseodetyah.com/
3. https://mama51.ru/
4. https://www.labirint.ru/books/400092/
5. https://kotikit.ru/
6. https://mdou5oz.jimdo.com/