Антипова Инесса Геннадьевна
Дидактическая игра «Наши соседи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• развивать умение узнавать элементы культуры других народов;
• воспитывать симпатию к людям других национальностей.
• создать систему поликультурного образования, способную обеспечить благоприятный социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения.
• формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомство с традициями и обычаями других народов, с особенностями национального костюма, его историей.
• Развивать творческие и познавательные способности, связную речь.
Задачи:
Публикация «Дидактическая игра „Наши соседи“» размещена в разделах
• формировать у детей представлений о многообразии культур в мире и в России,
• воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
• воспитание детей в духе мира, гуманного межнационального общения.
Описание.
Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.
Толерантность не передается по наследству. В каждом поколении толерантность надо воспитывать. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Дошкольное образование является важнейшим этапом в построении конструктивного межкультурного диалога.
Игра «Наши соседи» предназначенная для детей старшего дошкольного возраста, носит обучающий характер, может быть использована при организации непосредственно – образовательной деятельности, индивидуальной работы с детьми, для самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых, как диагностическое средство при выявлении знаний о человеке в истории и культуре соседних стран.
Игра представляет собой пирамиду, состоящую из четырех граней, каждая поделена на три подвижные части. Пирамида выполнена из ДСП, что является экологически чистым материалом и безопасна в использовании. На каждой грани – картинки с изображением элементов культуры одного из народов наших соседних стран, имеющих границы с РФ (бывшие союзные республики): государственный флаг, национальный костюм, национальный орнамент, национальное блюдо.
Инструкция к применению (Ход игры).
Вариант 1
Игровые правила. Одному игроку совместить три части граней пирамиды так, чтобы все они соответствовали определенной национальности.
Игровые действия Ведущий предлагает ребенку собрать одну из граней пирамиды, показывает картинку с изображением людей в костюмах, просит сказать, к какой национальности они относятся; дает задание подобрать соответствующие картинки с орнаментом, блюдом, флагом, гербом; предлагает рассказать, что он знает об этом народе. Оценивает правильность выполнения задания.
Вариант 2.
Игровые правила. Одному игроку совместить одну грань пирамиды по выбранной картинке.
Игровые действия. Ведущий раскладывает карточки изображением вниз, предлагает ребенку выбрать любую из них и сказать, что на ней изображено. По выбранной картинке ребенок составляет одну из граней пирамиды, педагог оценивает правильность выполнения задания.
Вариант 3.
Игровые правила. Подобрать предметы (картинки, в соответствии с выбранной темой для составления рассказа по опорным картинкам.
Игровые действия. Ведущий (воспитатель, ребенок, вращая первый кубик, выбирает национальность. Игроки, вращая следующие кубики, подбирают предметы (картинки) в соответствии с выбранной темой. Составляют рассказ по принципу мнемотаблицы, с опорой на картинки.
Вариант 4.
Игровые правила. Угадать, что изменилось и объяснить, почему картинка с изображенным предметов не подходит по данной теме.
Игровые действия. Ведущий (воспитатель, ребенок) располагает картинки на кубиках в один ряд, в соответствии с выбранной национальностью и связанной с ней характерными особенностями (предметами). Игроки закрывают глаза. Ведущий переворачивает любой кубик, спрашивает, что изменилось и просит объяснить, почему картинка (предмет) не подходит к данной теме.
Вариант 5.
Игровые правила. Определить национальность по характерным признакам.
Игровые действия. Ведущий (воспитатель, ребенок) закрывает картинку на первом кубике. Игроки (дети) называют и объясняют, по каким признакам они определили название национальности.
Вариант 6.
Игровые правила. Составление описательно – повествовательных (творческих) рассказов по теме в соответствии с картинками на кубиках.
Игровые действия. Воспитатель предлагает тему и начало творческого рассказа. Дети продолжают данный рассказ.
Подведение итогов. Воспитатель следит за правильностью выполнения заданий (при необходимости помогает, за выявлением детей, которые лучше выполнили игровое задание.