Елена Созоненко
Дидактическая игра «Морская азбука» (подготовка к обучению грамоте)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Закреплять знания детей о звуковом и слоговом строении слова. Упражнять в подборе слов с заданным звуком, в определении позиции звука в слове. Активизировать словарный запас. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
Публикация «Дидактическая игра „Морская азбука“ (подготовка к обучению грамоте)» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2015
Материал: игровые поля с картинками морской тематики; карточки с буквенными обозначениями звуков; карточки, показывающие место звука в слове; символы для составления схемы слова (полоски – слоги, красные кружки – гласные звуки, синие и зелёные кружки – соответственно твердые и мягкие согласные звуки); фишки (см. Приложения 1-5).
Дети могут принять участие в изготовлении материалов для игры, например, игровых полей. На занятиях по изобразительной деятельности или во время самостоятельной художественной деятельности они могут нарисовать живые и неживые объекты, объединенные морской тематикой (на 1/8 формата А4).Затем эти изображения приклеиваются на листы картона – игровые поля готовы. Таким же образом можно оформить игровые поля любой тематики.
Ход игры:
Вариант 1. Ведущий называет звук или показывает карточку с буквой. Дети должны найти у себя на игровом поле картинки с заданным звуком (он может стоять в начале, середине или конце слова – в зависимости от конкретного задания) и закрыть его карточкой с буквой по типу лото. Выигрывает тот ребенок, который первым закрыл все картинки на игровом поле. Затем дети меняются игровыми полями.
Вариант 2. Ведущий называет звук и показывает карточку с обозначением его позиции в слове (в начале, середине или конце слова). Дети находят соответствующие картинки на своем игровом поле и обозначают их фишками. Выигрывает тот ребенок, который первым закрыл все картинки на игровом поле. Затем дети меняются игровыми полями.
Вариант 3. Детям предлагается составить схемы слов, соответствующих картинкам на игровом поле, используя символы (полоски – слоги, красные кружки – гласные звуки, синие и зеленые кружки – соответственно твердые и мягкие звуки). Выигрывает тот ребенок, который первым справился с заданием.
Вариант 4. Дети (с опорой на картинки) должны составить «цепочку слов». Ребенок, которого выбрали при помощи считалки, называет любую картинку на своем игровом поле. Догадавшись, на какой звук это слово заканчивается, остальные дети называют картинку, название которой начинается с последнего звука первого слова.
Можно из отдельных игровых полей составить одно общее поле и предложить каждому ребенку составить свою «цепочку слов». Выигрывает тот ребенок, у которого она получилась самой длинной.
Вариант 5. Детям предлагается подобрать к картинкам близкие по звучанию (рифмующиеся) слова, например: чайка-майка-хозяйка-зазнайка. Выигрывает самый активный ребенок.
Во время проведения д/игры «Морская азбука» очень важно четко проговаривать звуки, слоги и слова, добиваясь этого и от детей.
Подобные варианты д/игры можно давать детям, используя стихотворные тексты на карточках (их читает воспитатель).
Количество вариантов этой дидактической игры можно увеличить, опираясь на свой опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте.