Светлана Емельянова
Дидактическая игра — как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Дидактическая игра – как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста»
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский
Публикация «Дидактическая игра — как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается самой собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема экологического образования сегодня волнует всех – учёных, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Игра для ребёнка – это серьёзное занятие. «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения» - говорил К. Д. Ушинский.
Игра – есть средство познания ребёнком действительности. И поэтому, за основу я взяла дидактические игры по экологии. Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Как я уже говорила, что особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредственно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.
Поэтому целью своего плана самообразования я определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Исходя из цели, выделила задачи:
1. Изучение роли дидактической игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы.
3. Разработка игротеки дидактических игр по экологии.
4. Обоснованность целесообразности экологической грамотности детей
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому в своей работе я часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Для этого я отобрала разные виды дидактических игр :
1. Игры на формирование экологических представлений о мире животных, например: «Кто, чем питается»; «Кто, где живёт?», «Какая птица улетела на юг», «Кто в домике живёт?»
2. Игры на формирование экологических представлений о мире растений, например: «В саду или в огороде», «Каждому фрукту своё место»
3. Игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы, например: «Времена года», «Когда это бывает?»
Дидактические игры я использую в непосредственно - образовательной деятельности как составной части или вместо неё, а также в часы досуга.
При проведении НОД по экологическому воспитанию детей применяю игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек – аналогов, с использованием литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка и др.)
При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.
В работе с детьми кроме классических дидактических игр, использую игры – путешествия, игры с литературными персонажами, игры – беседы, а также игровые обучающие ситуации. Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отражённым в игре явлениям и событиям.
Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка. Продуманная организация прогулок, специальных наблюдений в природе развивает его ум, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природных явлений, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, удивляться, сопоставлять новое с уже знакомым. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», загадки о животных на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому работа с родителями является важнейшим направлением моей работы. Работу с родителями стараюсь строить на основе сотрудничества и единства требований. В течение года в уголке для родителей размещались консультации, например: «Учите детей любить животных»; «Как научить ребёнка любить природу?»; «Воспитание любви к природе»; памятки для родителей по экологическому воспитанию в семье по временам года.
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании.
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума»
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
сформированы начала экологической культуры у детей;
сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
дети учатся практическим действиям по охране природы;
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!