Баранова Барсукова Анна
Дидактическая игра, как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор она остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества.
Особенно ценен вклад Е. А. Флериной в разработку вопросов детской изобразительной деятельности. Развитие детской изобразительной деятельности понимается Е. А. Флериной как процесс " овладения ребенком, под влиянием воспитания и обучения, все более высокими изобразительными умениями". Этот процесс протекает неравномерно при непрерывном взаимодействии и борьбе различных тенденций, формирующих его.
Публикация «Дидактическая игра, как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Пока еще мало изучены игры детей как средство развития изобразительного творчества, а практические достижения воспитателей в этой области мало обобщены и популяризованы, особенно для старшего возраста. А между тем именно в игре жизнь детей протекает особенно интересно,наиболее полно, и непосредственно в ней проявляются все их способности, интересы и склонности.
Наблюдения показывают,что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. Дошкольный возраст - оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.
Возникает противоречие между важностью использования дидактических игр в образовательном процессе и незначительном их использовании в развитии изобразительного детского творчества. Это и была проблемой нашего исследования: каковы педагогические условия использования дидактических игр для эффективного развития изобразительного творчества старших дошкольников?
Решением этой проблемы является целью нашего исследования.
Поэтому предметом исследования стал процесс развития изобразительного творчества старших дошкольников.
Объектом исследования- развитие изобразительного творчества старших дошкольников через систему дидактических игр.
В связи с этим выдвинута гипотеза о том,что система дидактических игр будет являться эффективным средством развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- отбор содержания дидактических игр на развитие изобразительного творчества и выстраивание их в строгой последовательности, а также создание авторских игр;
- использование данных игр на занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях познавательного цикла (развитие речи, математики, экология и д. р, в свободное время ;
- совместное с детьми создание атрибутов к ним.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Именно они повлияли на выработку игровых технологий (Г. К. Селевко).
Игра, наряду с трудом и ученьем, есть один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается совершенствуется самоуправление поведением.
Игра как метод обучения, передачи старших поколений младшим использовалась с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешних учреждениях.
Понятие " игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения с соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В настоящее время при переходе на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагогов с детьми необходимо использовать разнообразные виды педагогического взаимодействия:
- Формирование игры как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры, овладение детьми игровой культурой в условиях совместной игры педагога и детей (партнерство).
- Управление игрой как процесс воздействия на детскую игру без непосредственного участия в ней педагога (через обогащение детского опыта впечатлениями и представлениями об окружающей действительности; создание предметно-игровой развивающей среды; установление доверительных искренних взаимоотношений педагога и детей,и дружеских между сверстниками).
Педагог, организующий игру,должен компетентно оценивать уровень ее творческого содержания, чтобы использовать в других творческих видах детской деятельности (например, изобразительной). С этой целью следует вооружиться определенным аналитическим "инструментарием" : знать способы построения игры, основные показатели и критерии определения уровня проявления игрового творчества, разработанные Михайленко Н. Я. ,Венгер Л. А.
Игровая форма создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Сейчас стоит проблема индивидуализации работы с детьми, особенно в творческих видах деятельности. Использование игровых технологий в изобразительном творчестве дошкольников дает возможность каждому ребенку развить художественные способности в соответствии с уровнем его развития :
- стимулировать развитие творчества;
- достигать индивидуальной выразительности;
- стимулировать поиск разнообразных способов выполнения работ;
- поощрять творческую интерпретацию;
- использовать разнообразные формы организации (сотрудничество, сотворчество).
Огромные возможности для обогащения детского творчества содержит в себе дидактическая игра. В игре дети приобретают и эмоциональный опыт - разнообразные переживания накладывают отпечаток на характер ребенка, на содержание его чувств.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место методов обучения и воспитания детей. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры.
В основу работы была положена система дидактических игр разработанных Котляковой Т. А. (Котлякова Т. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством дидактических игр). Суть разработанной системы:
- по вертикали игры делятся на группы, соответствующие изобразительным задачам, и далее, в каждой группе, на изобразительные и неизобразительные;
- по горизонтали игры усложняются по мере перехода от репродуктивного характера деятельности детей ко все более самостоятельному и творческому на завершающем этапе.
Исследование проводилось в МБДОУ № 38 г. Димитровграда, в старшей группе.
По результатам проведения выявлены уровни развития детского творчества каждого ребенка : на констатирующем этапе экспериментирования ни один ребенок не имеет высокого уровня развития, 3 - достаточный, 16 - средний уровень. Видно, что большинство детей имеют средний уровень развития творчества. Есть индивидуальные проявления. В рисунках были напряженные линии с сильным нажимом. Задания выполняли неуверенно, им постоянно требовалась помощь взрослого. Воображение развито слабо, рисунки банальны,содержание примитивно.
Формирующий эксперимент имел свою цель:
- отбор содержания дидактических игр на развитие изобразительного творчества и выстраивание их в строгой последовательности, а также создание авторских игр;
- использование данных игр на занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях познавательного цикла (развитие речи, математика, экология и др, в свободное время;
- совместное с детьми создание атрибутов к ним.
Перед началом экспериментальной работы дети были поделены по принципу равных способностей (имеющих низкий, средний, достаточный уровень поровну) на две группы.
Игры находились в уголке изобразительной деятельности, чтобы дети самостоятельно в свободное время сами могли в них играть.
Для повышения интереса к играм, совместно с детьми изготовлялись атрибуты к ним: рисовали и раскрашивали предметы для игры "Составь портрет". Эта игра детям очень понравилась, так как в ней много красочных, интересных изображений. К тому же детям понравилось, что можно положить, не нравиться убрать и выбрать другое (в рисовании так нельзя). Нужно правильно расположить части лица, передать их форму. Еще более трудной задачей является передача настроения. В этом большую помощь оказала игра " Составь портрет" с ее дальнейшем продолжением " Изобрази настроение".
Чтобы дети могли увидеть изменения в мимике лица при смене настроений я использовала зеркало.
Во время работы я заметила, что многим детям присуще неверное изображение деревьев : стволы как треугольники, ветки рисуют лишь основные и расположены они прямо в сторону, к тому же все деревья однотипные, без индивидуальных особенностей.
Для устранения этих недостатков и развития воображения детей была использована игра "Как растут деревья". Дети сами изображали деревья.
Таким образом, цели формирующего эксперимента были выполнены: отобрано содержание дидактических игр на развитие изобразительного творчества.
Эффективность разработанной методики была проверена в контрольном эксперименте. Чтобы проверить эффективность разработанной методики развития изобразительного творчества через систему дидактических игр, было проведено повторное исследование по отобранной выше методике в старшей группе.
По результатам контрольного эксперимента в экспериментальной группе все дети кроме двух,перешли на более высокий уровень.
Сравнивая результаты констатирующего с контрольным экспериментом моно сделать вывод о том, что апробированная система дидактических игр оказалась эффективной для развития изобразительного творчества старшего дошкольного возраста.
Использованная литература:
1. Богомолова М. И., Андриянова Е. И., Захарова Л. М. ;Стожарова М. Ю., Нестерова А. А., Шадрина Л. Г., Нагадкина Е. С. ; Карабаева С. И. ; Котлякова Т. А. ;Харитонова А. А. " Методика обученияи воспитания в области дошкольного образования" : учебное пособие. Ульяновск : УлГПУ,2014.-216 с.
2. Котлякова Т. А. "Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством дидактических игр : (текст) учебно-методическое пособие /Т. А. Котлякова. - Ульяновск: УИПКРО, 2012.-84 с.
3. Кравцова Е. Е. " Разбуди в ребенке волшебника" : Книга для воспитателей детского сада и родителей. /Е. Е. Кравцова - М. : Просвещение :Учебная литература,1996.-160с. :ил.