Анастасия Весютова
Дидактическая игра как средство психического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящие в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью.
Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры, как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.
Публикация «Дидактическая игра как средство психического развития детей» размещена в разделах
В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, постепенно формируются необходимые умения, совершенствуются психические процессы (восприятие, мышление, речь и т. д.). Особенность игр - занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т. к задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Игра и Игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.
Большую ценность представляет дидактические игрушки, которые знакомят ребенка с цветом, формой, величиной и т. д. Дидактическая игрушка дает целый конкретный образ, она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра : форму, цвет, величину.
Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению в котором он играет. Важно также из какого материла сделана игрушка, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.
Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию.
Дидактически игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, показывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Практически действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев.
Все это дает возможность побуждать малышей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым. Это развивает память, запоминание, узнавание и воспроизведение.
Таким образом, дидактическая игрушка способствует осуществлению широкого круга воспитательно-образовательных задач:
1. Умственное воспитание в процессе действий с предметами: развитие восприятия (сенсорное воспитание, мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.
2. Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и в положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, в особенностях материала, звуковых свойствах предметов).
3. В процессе действия с предметами совершенствования моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.
4. Побуждение познавательной активности.
5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Виды дидактических игрушек :
1. Игрушки для нанизывания. К ним относятся втулки, а также шары, кубы, полусферы и прочие, имеющие сквозные отверстия. Группы этих предметов предлагаются для составления различных пирамид.
2. Игрушки, предназначенные для прокатывания, а также выполнения действий на группировку и соотнесение предметов по цвету, величине и форме. К ним относятся геометрические тела: кубы, призмы, параллелепипеды (кирпичики) и т. д.
3. Игрушки состоящие из геометрических тел – вкладышей. Это разноцветные кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных разноцветных различных по форме башенной, а также подбора предметов по цвету, форме, величине. Такие игрушки способствуют развитию пространственной ориентировке.
4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и другие, подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, соотнесения их по одному или нескольким свойствам.
5. Игрушки сложные небольшого размера, высотой или диаметром 4-10 см (куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше, а также предметы подобранные по определенным признакам, цвету, величине и форме.
Дидактические игрушки (матрешки, бочата, кубы, шары и др.) различной окраски и расцветки, учат ребенка видеть многообразие окружающей действительности, действовать рационально в зависимости от особенностей предмета например, беря в руки шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани ребенок захватывает по-другому. Он обхватывает их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани, испытывают рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе, они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки.
Положение руки при схватывании предметов, фиксирующие их форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно-киностетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка» : глаз учит руку – рука учит глаз. Так восприятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и пространственной ориентировки. Малыш учится видеть предметы в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необходимо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию ситуации в целом. Постепенно эти действия станут знаниями и перейдут в сферу мышления, но это произойдет значительно позже. На втором году жизни ребенка идет лишь накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми различными свойствами. У малыша формируется первоначальный круг знаний о предметной деятельности. Эти первые «неясные» знания о свойствах предметов, вещей, отношений будут уточняться и качественно меняться на протяжении всего последующего периода обучения в детском саду и школе. Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены ориентировочные реакции,малыш получает первый опыт практических действий с предметами, который служит своего рода точкой отчета в систематизации элементарных знаний об окружающем мире.
Основная задача действия с дидактическими игрушками способствует развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.
Действия с дидактическими игрушками направлены, не только на решение чисто сенсорных задач – развитие зрения, слуха, осязания. Они затрагивают более широкий круг интересов маленького ребенка, а главное стимулируют его умственную активность.
Действия с дидактическими игрушками помогают :
• сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов;
• выработать различные ориентировки на пространственном положении предметов в зависимости от их величины или формы;
• научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок при решении практических задач;
• ввести элементы экспериментирования;
• сосредоточить внимание на техническом выполнении практических действий с предметами, на развитие ручной умелости;
• постоянно обогащать смысловое содержание действий с предметами свойственно возрастным возможностям ребенка.
На занятиях и в самостоятельной деятельности ребятишек третьего года жизни используются те же, что и на втором году жизни детей, пять видов дидактических игрушек : игрушки для нанизывания (различные пирамидки, игрушки для вкладывания и выкладывания; и сборно-разборные трехместные игрушки (матрешки, бочата, яйца, а также предметы и игрушки подобранные по какому либо признаку.
Увеличившаяся способность детей к анализу явления и поиску закономерности в нем, а также умение сравнивать предметы позволяют малышам третьего года жизни решать более сложные задачи с дидактическими игрушками на подбор, группировку, соотнесение предметов с ориентировкой на два свойства одновременно.
По сравнению с детьми 1,5 – 2 лет дети третьего года жизни выполняют такие задания быстрее и легче. Они меньше прибегают к практическим сопоставлениям, меньше опираются на наглядность, решая часть действий мысленно. Дети учатся собирать пирамидки из геометрических тел со сквозным отверстием – шаров, кубов, осуществляя выбор из трех величин – «большой», «поменьше», «маленький» и переносить усвоенные знания на аналогичную ситуацию.
Действия с дидактическими игрушками для детей третьего года жизни направлены в основном на развитие умений действовать мысленно, в воображаемой ситуации. Задания для них больше рассчитаны на умственную активность, воображение, самостоятельный поиск предметов и средств достижения поставленной задачи. Это возможно еще и потому, что такие способы действия, как нанизывание, проталкивание, прокатывание у них во многом автоматизированы, нет нужды задумываться над техникой их исполнения.
Главные задачи действий с предметами на третьем году жизни детей связанны уже настолько со способами практического выполнения, сколько с более сложными умственными действами по группировке, соотнесению, и выбору. Однако эти умения приходят не сразу, а в процессе систематических действий с предметами на протяжении всего года. Планомерная работа с малышами развивает умственную активность ребенка, его способность к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому изображению.
Действия с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка трех лет, воспитывают умственно и эстетически, стимулируют работоспособность центральной нервной системы, приучают к усидчивости, а также тренируют волю, формируют способность действовать в коллективе сверстников. Хорошая игра – залог прекрасного настроения, крепкого здоровья