Маргарита Деветьярова
«Обитатели морей». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Обитатели морей»
Цель: Расширять и закреплять знания детей об обитателях морей.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с морскими животными (акула, дельфин, кит, краб, осьминог): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей;
- развивать мелкую моторику рук;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать заботливое отношение к живой природе.
Материал: иллюстрации с морскими животными, краски, альбом.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение:
Прибрежные воды морских берегов,
Волнами охватят земной наш покров.
На дне океанов и диких морей,
Растёт много ярких, цветущих ветвей.
Коралловый мир целебной воды,
Сияющий красками весь изнутри.
Там много приятных для глаза вершин,
В которых ты будешь всегда не один.
Волнистые стаи играющих рыб,
Окутают дно как свой личный каприз.
Коралловый риф, морские коньки,
Медузы и острые рыбы мечи.
Раки и ракушки, жемчужные катышки, морские ежи
— Любые из них на глаз хороши.
В: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей. Ребята, а каких морских обитателей вы знаете?
Дети: морские рыбы, дельфин, кит, краб, акула, морская звезда, медуза и т. д.
В: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. Но они не похожи на животных, живущих на земле. Сейчас я вам расскажу, чем же отличаются морские животные от животных живущих на суше:
- в море температура воды не имеет резких перепадов, и виды животных и рыб могут жить бок о бок друг с другом, в отличие от животных, живущих на суше;
- форма тела. У водной животной чащи всего обтекаемая форма тела, так как передвигаться в плотной среде труднее. На суше для животных обычно характерны высокая подвижность и хорошее зрение.
- условия обитания. В морские глубины почти не проникает солнечный свет, поэтому у глубоководных животных могут быть плохо развиты органы зрения. На суше многие виды животных способны к полёту, поэтому часть своей жизни проводят исключительно в воздушной среде.
В: молодцы ребята, а теперь поговорим об обитателях морей. (рассматриваем иллюстрации).
- Рыбы. В морях обитает множество видов рыб. Среди них есть одиночные и стайные рыбы, хищники, мирные собиратели и травоядные.
- Морские черепахи.
- Млекопитающие. К ним относятся дельфины, киты, тюлени, морские выдры.
- Головоногие моллюски. К ним относятся осьминоги, кальмары, каракатицы.
- Морские ежи и морские звёзды. На дне океана можно встретить морских звёзд, морских ежей.
- Раки, крабы, креветки. В толще воды обитает множество мелких рачков — криля. На морском дне обитают крабы, омары, лангусты, раки-отшельники.
В: ребята, а угадайте загадку:
В бинокль злюку разгляжу.
И капитану доложу,
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты её не трожь. (акула)
В: правильно! (Смотрим иллюстрацию акулы).
Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.
В: следующая загадка:
Меня узнаете везде,
Умею прыгать я в воде,
Я быстро плаваю, ныряю
И рыбку вкусную глотаю. (дельфин)
В: правильно! (смотрим иллюстрация дельфина).
Дельфин - морской житель, одни из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами. Питаются рыбой.
В: а теперь ребята давайте немного подвигаемся:
Физкультминутка:
К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс. Одной, другой - это кроль.
Три, два, один - плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись - и домой.
В: молодцы! А теперь следующая загадка:
Ползёт наоборот, задом наперёд,
Всё под водой, хватает клешней.
Ловко мусор собирает, дно морское очищает. (краб)
В:(смотрим иллюстрацию краба)
Краб плавать не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.
Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
В: переходим к следующей загадки:
Бродит он по дну один,
Все в присосках восемь ног,
Кто же это? (осьминог).
В: правильно! Смотрим на иллюстрацию с осьминогом)
У осьминога голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность.
В: ребята, угадайте следующую загадку:
Через море-океан
Плывёт чудо-великан. (кит)
В: ребята, давайте рассмотрим, как выглядит кит (смотрим иллюстрацию)
Д: он большой, с фонтаном на спине.
В: правильно, а фонтан - это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара.
Кит - самое крупное животное в мире. (смотрим иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
В: ребята, а как вы думаете, кит — это рыба?
(ответ детей)
В: ребята, Киты - это не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.
В: ребята, сегодня мы с вами нарисуем большого и доброго кита!
