Лучший педагог года

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

Ольга Саяпина
Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

Саяпина Ольга Владимировна, воспитатель

[/b]Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного взаимодействия воспитателя и ребёнка в образовательной деятельности.

Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослых во время игры. Без игры не может быть полноценного умственного развития.

Именно игра является основным видом деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка и используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения, путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Из всего вышесказанного вытекает, выбранная мной тема: дидактические игры как, форма обучения и воспитания детей раннего возраста.

Важное место занимают дидактические игры, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

При обучении детей раннего возраста предпочтение отдается дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и т. д.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют игровыми занятиями. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения, и формой обучения. И самостоятельной игровой деятельностью.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

• игры с предметами,

• настольно-печатные,

• словесные игры.

Действуя с предметами, дети познают их свойства. У детей развивается умение самостоятельно занять себя и производить с предметами целесообразные действия: например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др.

Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий – подбору предметов по одному признаку (величине, цвету, более четкой дифференцировке формы и т. п.) Если взрослый сопровождает действия ребенка словом (обозначает эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается словарь, развивается речь детей, дети учатся сначала понимать слова, а потом и овладевать ими.

Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, развивается мышление детей. Дети приходят к первым общим представлениям – что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, и матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.

Также в процессе деятельности с предметами развивается сообразительность у детей: чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вкладывать в большую, сообразить, где у нее нижняя и верхняя части. Умение выбрать шарики, втулочки, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.

Действия с дидактическими игрушками ставят перед ребенком умственную задачу, ребенок старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку и т. п. Так формируется целеустремленность.

Маленькие дети отличаются неустойчивостью внимания. Занятия с предметами воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени какой – то одной игрушкой, повторение действий за взрослым развивает устойчивость внимания.

Игры «Цветные домики», «Подбери по цвету», «Найди такой же» и другие учат запоминать цвета, находить предметы определённой окраски

Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 2-3 лет. В этих играх малыши усваивают знания в процессе практических действий не с их изображениями на картинках.

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; картинки, изображенные на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе закрепляют знания о предметах, их назначений, классификаций. Также эти игры учат обобщению предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

Чтобы поддержать интерес детей к играм – занятиям и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематическое лото с изображениями игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначений, а также для развития речи малышей.

При обучении раннего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.

В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т. д.).

Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм

В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, таких как «Игрушки» А. Барто.

Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.

Примерами таких игр могут служить: «На птичьем дворе», «Кто что есть». «Кто что делает», игра с пальчиками.

Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем.

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Варежки»Дидактическая игра для детей раннего возраста «Варежки» Дидактическая игра, сделанная своими руками, имеет ряд преимуществ. Во-первых, она изготовлена к конкретному занятию и её не нужно "подгонять".

Дидактическая игра для обучения детей дошкольного возраста умению правильно употреблять предлоги в речи «Живые предлоги»Дидактическая игра для обучения детей дошкольного возраста умению правильно употреблять предлоги в речи «Живые предлоги» Цель:уточнить и закрепить правильное употребление предлогов. Задачи: -закрепить знания детей в правильном использовании простых и сложных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста
Опубликовано: 7 октября 2024 в 04:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Саяпина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД