Приложение МААМ

Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Елена Димакова
Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается жизненный поток

представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Одна из важных задач воспитания детей дошкольного возраста это их своевременное речевоеи умственноеразвитие. В дошкольном возрасте умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Наиболее успешному протеканию воспитательного процесса способствуют дидактические игры и занятия, которые позволяют им усваивать доступные им сведения и умения.

Публикация «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Игра это один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях обучения детей способам и средствам общения, различным действиям с предметами, воспитания детей.

Дидактическая игра это многоплановое, сложное педагогическое явление. Такая игра является и формой обученияи, игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Как форма обучения детей дидактическая игра содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Перед началом игры, у детей необходимо вызвать интерес к ней, желание играть. Это можно достичь различными приемами: использование загадок, считалок, сюрпризов. Организуя дидактическую игру с детьми дошкольного возраста, обязательно осуществляется показ игровых действий, знакомство с функцией игрушки. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, игра сохраняется как деятельность, которая сближает и радует детей. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому перед началом игры детей нужно познакомить с правилами, игровыми действиями, объяснить, как важно их выполнять.

В своей работе использую различные дидактические игры и упражнения, выполненные своими руками, совместно с родителями. В ходе таких игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной, положением в пространстве. Широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки, развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности.

Дидактическая игра «Слонёнок - Сенсорёнок»

Цель игры: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: счет, форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Ход игры. С младшим дошкольным возрастом можно отгадывать, какие звери спрятались в слонёнке. Например, положить фигурки известных ребенку животных – корову, жирафа, змею и т. д. и попросить вытащить змею, потом жирафа, потом корову.

В другом варианте игры, подбираются предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, проводится краткая беседа. Затем дети должны повторить названия предметов и ответить, для чего они нужны. Ребенку предлагается запомнить предметы, которые лежат на столе. Затем, просунув руку в «хобот» ребенок должен отгадать, что положил туда воспитатель. В порядке усложнения игры в слона можно положить несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, просунув руку в «хобот» и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней.

Так же можно нагрузить слона учебным содержанием. Например, складывать туда геометрические фигуры и тела, попросить ребёнка найти круг, квадрат, куб, шар, треугольник. Сначала ребёнок попробует нащупать в «слоненке» одну из геометрических фигур, а потом описать словами, например, «Мне попалась фигура, у которой нет ни одного угла», остальные ребята отгадывают, что это за фигура.

Кроме того, играя в «слоненка» можно ввести счет. Детям предлагается, вытаскивая из «слоненка» предметы, вести счет и обратно складывая предметы, вести счет.

Дидактическая игра «Геоконт»

Название игры «Геоконт» образовано от словосочетания «геометрический контур». Конструктор представляет собой дощечку из фанеры. На эту дощечку рисуются координаты и закрепляются 33 гвоздика из пластмассы разных цветов. По центру крепится черный гвоздик, остальные же располагаются цветовыми группами, кроме белых гвоздиков сверху.

Цель развивающей игры: формирование, на основе образного видения, геометрических представлений старших дошкольников; развитие конструкторских умений; развитие наблюдения и мышления (умение сравнивать, сопоставлять, анализировать и делать простейшие обобщения и интерпретировать их).

Развивающая игра «Геоконт» состоит из игрового поля, разноцветных резинок и карт – схем. Знакомя детей со свойствами и отношениями с помощью игры «Геоконт» они учатся выделять углы, вершины, стороны геометрических фигур на основе обследовательских действий – выкладывают и преобразуют геометрические фигуры из резиночек.

Ход игры: «Числа и цифры», в игровой форме дети знакомятся с цифрами от 0 до 9 и числом 10. Поле игры «Геоконт» имеет координатную сетку, это помогает детям не только запомнить цифры, но и закрепить порядковый счет в пределах 10. Для этого детям предлагается провести резиночку от первой цифры, до последней, по порядку (так же повторяем и обратный счет).

Так же игра «Геоконт» помогает детям познакомиться со способами деления целого на части, так как игровое поле поделено на несколько секторов. Дети знакомятся с делением пополам (на равные части, на три части, на четыре части (четвертинки) и так далее.

Игра «Геоконт» является занимательным материалом для ознакомления детей с геометрическими фигурами: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал и различные многоугольники. Игра позволяет на практике научить ребенка отличать круг от овала, прямоугольник от трапеции или ромба.

Можно придумать свои сказочные сюжеты и схемы для конструирования из резинок. Это разнообразит игру с малышом и сделает ее еще привлекательнее для него. Можно предложить детям построить дорожки определенного цвета, длинные и короткие дорожки, широкие и узкие. Сконструировать различные геометрические фигуры разного размера, построить домики.

Изучение нового в процессе игры осуществляется, как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие математических представлений старших дошкольников будет более эффективно, если внедрить в педагогический процесс развивающую игру «Геоконт».

Математическая дидактическая игра «Ёжик-ёжик колкий, где твои иголки?»

Цель игры: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста; развивать воображение, мышления, память.

Ход игры. Это соревновательная игра для 2 – 4 человек, в которую можно играть с кубиком. Игроки по очереди бросают кубик и отсчитывают соответствующее количество иголочек для своего ёжика. Выигрывает тот, кто первым поможет ёжику «найти» иголки.

Несмотря на некоторую простоту, игра помогает ребенку понять и принять правила очередности при игре, легко ориентироваться в числах до 6, в счете. Для усложнения игры можно взять 2 кубика и начать сложение чисел, выпавших на двух гранях. Это дает опыт игры, радость побед, боль поражений – развивает соревновательных дух.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Библиографический список:

1. Воскобович В. В., Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича, М. : Сфера, 2015. – 148 с.

2. Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб. : Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с. — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 416с.

4. О крохе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://o-krohe.ru/razvivayushchie-igry/geokont-voskobovicha/, свободный - Как играть в "Геоконт" Воскобовича?

5. Продленка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/06/01/didakticheskaya-igra-slonik-s-sekretom-izgotovlennaya-svoimi-rukami, свободный - Дидактическая игра "Слоник с секретом", изготовленная своими руками.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая.

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» «Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» А. С. Сухомлинский. 1. Актуальность Уважаемые коллеги, позвольте представить.

Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная.

Консультация для родителей «Игра как основная форма воспитания и обучения детей» Игра является ведущим видом деятельности ребенка, основной формой организации его деятельности. В игре ребенок познает окружающий мир, выражает.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма развития детей младшего возраста» В 2018-2019 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактическая игра как форма развития детей младшего возраста». В работе дошкольных.

Перспективный план по самообразованию педагога «Дидактическая игра как форма развития детей младшего возраста» Тема «Дидактическая игра, как форма развития детей младшего возраста». 2018-2019 учебный год. Цель: повысить профессиональную компетентность.

Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего.

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста». Самообразование Свою тему для самообразования выбрала не случайно. Новый набор детей в 1 младшую группу заставил меня задуматься, какую форму обучения подобрать.

Семинар: Дидактическая игра как средство обучения детей раннего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово Семинар на тему: «Дидактическая игра как средство обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 14:44
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Димакова (УИ 289710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД