Елена Димакова
Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается жизненный поток
представлений, понятий.
Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Одна из важных задач воспитания детей дошкольного возраста это их своевременное речевоеи умственноеразвитие. В дошкольном возрасте умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Наиболее успешному протеканию воспитательного процесса способствуют дидактические игры и занятия, которые позволяют им усваивать доступные им сведения и умения.
Публикация «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2019
Игра это один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях обучения детей способам и средствам общения, различным действиям с предметами, воспитания детей.
Дидактическая игра это многоплановое, сложное педагогическое явление. Такая игра является и формой обученияи, игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Как форма обучения детей дидактическая игра содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Перед началом игры, у детей необходимо вызвать интерес к ней, желание играть. Это можно достичь различными приемами: использование загадок, считалок, сюрпризов. Организуя дидактическую игру с детьми дошкольного возраста, обязательно осуществляется показ игровых действий, знакомство с функцией игрушки. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, игра сохраняется как деятельность, которая сближает и радует детей. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому перед началом игры детей нужно познакомить с правилами, игровыми действиями, объяснить, как важно их выполнять.
В своей работе использую различные дидактические игры и упражнения, выполненные своими руками, совместно с родителями. В ходе таких игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной, положением в пространстве. Широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки, развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности.
Дидактическая игра «Слонёнок - Сенсорёнок»
Цель игры: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: счет, форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Ход игры. С младшим дошкольным возрастом можно отгадывать, какие звери спрятались в слонёнке. Например, положить фигурки известных ребенку животных – корову, жирафа, змею и т. д. и попросить вытащить змею, потом жирафа, потом корову.
В другом варианте игры, подбираются предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, проводится краткая беседа. Затем дети должны повторить названия предметов и ответить, для чего они нужны. Ребенку предлагается запомнить предметы, которые лежат на столе. Затем, просунув руку в «хобот» ребенок должен отгадать, что положил туда воспитатель. В порядке усложнения игры в слона можно положить несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, просунув руку в «хобот» и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней.
Так же можно нагрузить слона учебным содержанием. Например, складывать туда геометрические фигуры и тела, попросить ребёнка найти круг, квадрат, куб, шар, треугольник. Сначала ребёнок попробует нащупать в «слоненке» одну из геометрических фигур, а потом описать словами, например, «Мне попалась фигура, у которой нет ни одного угла», остальные ребята отгадывают, что это за фигура.
Кроме того, играя в «слоненка» можно ввести счет. Детям предлагается, вытаскивая из «слоненка» предметы, вести счет и обратно складывая предметы, вести счет.
Дидактическая игра «Геоконт»
Название игры «Геоконт» образовано от словосочетания «геометрический контур». Конструктор представляет собой дощечку из фанеры. На эту дощечку рисуются координаты и закрепляются 33 гвоздика из пластмассы разных цветов. По центру крепится черный гвоздик, остальные же располагаются цветовыми группами, кроме белых гвоздиков сверху.
Цель развивающей игры: формирование, на основе образного видения, геометрических представлений старших дошкольников; развитие конструкторских умений; развитие наблюдения и мышления (умение сравнивать, сопоставлять, анализировать и делать простейшие обобщения и интерпретировать их).
Развивающая игра «Геоконт» состоит из игрового поля, разноцветных резинок и карт – схем. Знакомя детей со свойствами и отношениями с помощью игры «Геоконт» они учатся выделять углы, вершины, стороны геометрических фигур на основе обследовательских действий – выкладывают и преобразуют геометрические фигуры из резиночек.
Ход игры: «Числа и цифры», в игровой форме дети знакомятся с цифрами от 0 до 9 и числом 10. Поле игры «Геоконт» имеет координатную сетку, это помогает детям не только запомнить цифры, но и закрепить порядковый счет в пределах 10. Для этого детям предлагается провести резиночку от первой цифры, до последней, по порядку (так же повторяем и обратный счет).
Так же игра «Геоконт» помогает детям познакомиться со способами деления целого на части, так как игровое поле поделено на несколько секторов. Дети знакомятся с делением пополам (на равные части, на три части, на четыре части (четвертинки) и так далее.
Игра «Геоконт» является занимательным материалом для ознакомления детей с геометрическими фигурами: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал и различные многоугольники. Игра позволяет на практике научить ребенка отличать круг от овала, прямоугольник от трапеции или ромба.
Можно придумать свои сказочные сюжеты и схемы для конструирования из резинок. Это разнообразит игру с малышом и сделает ее еще привлекательнее для него. Можно предложить детям построить дорожки определенного цвета, длинные и короткие дорожки, широкие и узкие. Сконструировать различные геометрические фигуры разного размера, построить домики.
Изучение нового в процессе игры осуществляется, как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие математических представлений старших дошкольников будет более эффективно, если внедрить в педагогический процесс развивающую игру «Геоконт».
Математическая дидактическая игра «Ёжик-ёжик колкий, где твои иголки?»
Цель игры: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста; развивать воображение, мышления, память.
Ход игры. Это соревновательная игра для 2 – 4 человек, в которую можно играть с кубиком. Игроки по очереди бросают кубик и отсчитывают соответствующее количество иголочек для своего ёжика. Выигрывает тот, кто первым поможет ёжику «найти» иголки.
Несмотря на некоторую простоту, игра помогает ребенку понять и принять правила очередности при игре, легко ориентироваться в числах до 6, в счете. Для усложнения игры можно взять 2 кубика и начать сложение чисел, выпавших на двух гранях. Это дает опыт игры, радость побед, боль поражений – развивает соревновательных дух.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.
Можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Библиографический список:
1. Воскобович В. В., Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича, М. : Сфера, 2015. – 148 с.
2. Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб. : Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с. — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).
3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 416с.
4. О крохе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://o-krohe.ru/razvivayushchie-igry/geokont-voskobovicha/, свободный - Как играть в "Геоконт" Воскобовича?
5. Продленка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/06/01/didakticheskaya-igra-slonik-s-sekretom-izgotovlennaya-svoimi-rukami, свободный - Дидактическая игра "Слоник с секретом", изготовленная своими руками.