Глухова Марина
Консультация «Диалог в семейном общении»
▼ Скачать + Заказать документы
Диалог в семейном общении.
Общение с детьми – это труд родителей. Сегодня, когда и взрослые, и дети оказались в ситуации нелегкого нравственного выбора, ощущается необходимость более содержательного, предметного общения, потребность отцов и матерей помогать детям разбираться в сложной обстановке. Конечно, делать это надо в доступной форме. И не надо бояться, что дети не поймут, что им рано вникать в недетские проблемы.
Приведу любопытный пример – разговор между мамой и сыном лет десяти. Проходя мимо кооперативного кафе, мальчик спросил:
«Мама, а правда, что кооператоры грабят народ?»
- Оттуда ты это взял?
Публикация «Консультация „Диалог в семейном общении“» размещена в разделах
- Старшие ребята рассказывали.
- А ты всегда согласен с тем, что тебе говорят, или не всегда?
- Не всегда.
- Ну, вот и молодец! Я так считаю: главное в работе любого человека то, о ком он думает прежде всего: о себе или о других? Вот и бизнесмены. Они разные бывают. Одни больше о людях думают, другие – о себе и о людях, третьи – только о себе.
- Ну, а каких больше?
- Не знаю, сынок. Пока, кажется, всех хватает.
Вряд ли стоит оценивать диалог мамы с сыном с экономической или политической точки зрения. Порадовало другое: мать не отмахнулась, не оборвала сына, не пыталась навязать ему свою точку зрения (а она у неё наверняка имелась).
Да, говорить на подобные темы с ребенком непросто. И умение тут требуется, и терпение. Но от действительности не уйти. Жизнь вокруг меняется круто. Кто же поможет ребенку разобраться в ней, как не родители.
Сегодня мы живем тревожно и трудно. Но верится, наступит время, когда будет все необходимое, что надо человеку для физического существования. А что дальше? Будут ли наши дети, вскормленные только тем, что можно съесть или на себя одеть, духовно богатыми? Помните, у Достоевского: «Ну вот я наелся, а теперь что делать?» Нет, ничто не может возместить того, что упущено в детстве. Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам воспитателей и родителей.
Наблюдая за современными семьями, невольно замечаешь два стиля общения. Один определяется желанием родителей вложить в детей свой опыт и свою душу, повести за собой, сделать их лучше, чище, духовно богаче. Здесь не пренебрегают законной потребностью младших в радости, в мажорной окраске бытия. Другой стиль общения порожден равнодушием к детям, душевной ленью, жалобами на усталость. Дети тут как бы лишние, их гонят из дома: «Сходи куда-нибудь, погуляй. Надоело твое приставание».
Такой уровень общения, а скорей его отсутствие, противоречит самой сущности педагогики. В результате благодатная потребность детей жить полноценной духовной жизнью притупляется, и силы уходят на пустое озорство, а порой и хулиганство. Коль нет у родителей желания общаться с детьми, семью связывает лишь еда, одежда, да требование вести себя «прилично».
Никто, наверное, не станет оспаривать, что современному ребенку могут быть нужны модные джинсы и кроссовки, «как у всех». Однако за всем этим должно стоять еще нечто более существенное – всем этим должна обладать высоко нравственная личность. Ведь давно замечено: там, где вещи начинают господствовать над чувствами, вырабатывается душевная глухота.
Утрата обществом идеалов больно ударила по семье. В педагогической практике все чаще приходиться сталкиваться с тем, что иные родители стремятся дать своим детям установку – приспосабливаться к «обстановке момента», сегодняшним реалиям жизни. «Сейчас выживают дельцы и циники», - откровенно заявляют они учителям, - а вы настраиваете наших детей на какую-то абстрактную доброту и гуманность».
И вот не очень разборчивые родители уже меняют свою «воспитательную стратегию». Удивительно, но факт: внимание отцов и матерей концентрируется не на том, что ребенок узнал в школе, насколько интересными оказались знания, полученные на уроках. Их больше беспокоит отметка, любой ценой. Появились и другие перегибы. Некоторые родители изменили даже тон общения с детьми. В ход пошли грубость, брань, оскорбления. «Соответствующие духу времени» новомодные методы воспитания, на которые некоторые родители делают сегодня ставку, не научат детей отличать добро от зла, совестливость от бесстыдства.
Что сегодня надо семье, чтобы решать воспитательные задачи? «Время»,- говорят родители. Что ж, можно и согласиться. У родителей его действительно часто не хватает. Но давайте поставим вопрос иначе: станут ли наши дети добрее, честнее и порядочней, если механически увеличит время общения родителей и детей?
Думается, что нет. Здесь многое, если не все, зависит не от количества времени, а о того, каким содержанием оно будет наполнено. Одно дело, когда общение сводится к кормлению и контролю, к выяснению, как прошел школьный день и не нахватал ли сын двоек. Другой результат, когда оно помогает ребенку разобраться в сложном мире, на пороге которого он стоит, утолить душевный голод.
Понимаю, что достичь этого не так-то просто. Здесь много зависит от того, какую нравственную цель вы ставите перед собой – воспитывать в ребенке щедрость сердца или холодный расчет. Тут уж или-или. Если хочешь привить доброту и человечность, становись сам таким. Это непреложная истина. «Все воспитание, - говорил тонкий знаток человеческих душ Л. Н. Толстой, - сводиться к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их…»
Много, очень много проблем накопилось в семейном воспитании, поставленных самой жизнью, изменениями в обществе. Слишком много наслоилось и в наших душах. И ничего не изменится, если мы, родители, не изменимся сами. Если мы не возьмем на себя заботу воспитать следующие за нами поколения, способные подставить плечо под осевшее общество. Только семья может развивать и передавать духовную память и традиции, светить и греть в труде и буднях. И прозорливо поступают те родители, которые используют каждую минуту разумного общения с детьми, откликаясь на события радостные и печальные, кто постоянно думает: а что я могу дать детям.