Матвейчук Юлия
Диагностика определения уровня слуховых ориентировочных реакций у детей I-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Матвейчук Ю. Ю.
музыкальный руководитель, ГКУ ЦССВ «Юнона»
Большое значение в общем развитии ребенка отводится слуху. Слух помогает детям определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. Более того при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности.
Органы слуха очень важны, так как занимают немаловажное место в развитии ребенка, определении индивидуальных характерных черт личности.
Публикация «Диагностика определения уровня слуховых ориентировочных реакций у детей I-го года жизни» размещена в разделах
В недалёком прошлом, из-за отсутствия точной диагностики слуха у детей, довольно часто глухие дети, которые не могли правильно сформировать свою речь, производили впечатление отстающих в умственном развитии. Были случаи, когда здоровый ребенок, но с нарушениями слуха причислялся к умственно отсталым и направлялся в специализированные учреждения. На сегодняшний день новейшие технологии позволяют поставить точный диагноз.
Хорошо известно, что первые годы жизни ребёнка имеют огромное значение для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Это обуславливает важность раннего выявления нарушений слуха. Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей I-го года жизни ведёт к развитию глухонемоты, и как следствие – к инвалидности. По статистике, в России детей до 16-ти лет с нарушениями слуха более 600 тысяч и цифра эта занижена, так как много детей не обследованы и не учтены в силу различных причин. Проблема эта сейчас очень актуальна.
Российским научным центром аудиологии и слухопротезирования Минздрава России была создана единая система раннего выявления нарушений слуха у детей. В настоящее время эта система широко внедряется в регионах Российской Федерации. Было создано несколько методик раннего выявления нарушений слуха, как медицинских, так и педагогических. Одна из них была разработана в Институте коррекционной педагогики РАО. Методика раннего выявления нарушений слуха у детей должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать высокий процент обнаружения выраженных нарушений слуха; выявлять детей с незначительной потерей слуха; быть дешёвой; быть применяемой в различных условиях исследования и учитывать состояние ребёнка.
Поскольку в нашем Центре в основном с патологией, нужно учитывать возможное наличие у каждого ребёнка факторов риска по тугоухости и глухоте. К этим факторам относятся: инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз); Асфиксия новорожденного; внутричерепная родовая травма; гемолитическая болезнь новорожденных; масса тела при рождении менее 1500 г. ; недоношенность; применение препаратов с ототоксическим действием матерью во время беременности или самим ребёнком (стрептомицин, мономицин, гентамицин, фуросемид, аспирин, хинин и др.); наследственные заболевания у родителей; патология челюстно-лицевого скелета у новорожденного; проведение интенсивной терапии ребёнку после рождения, искусственная вентиляция лёгких, длящаяся 5 дней и дольше.
При возникновении первых подозрений на нарушение слуха необходимо начинать целенаправленную педагогическую работу, и прежде всего педагогическое обследование. Эта необходимость вызвана двумя причинами. Во-первых, ребёнок, имеющий нарушения слуха, всегда чем-либо отличается в поведении от своих сверстников. Во-вторых, особое значение имеет раннее начало коррекционной работы с младенцами, имеющими нарушения слуха.
Состояние слуха детей I-го года жизни основывается и оценивается на регистрации безусловных ориентировочных реакций на звук. Они проявляются в:
• замирании (двигательном торможении)
• активизации движений
• вздрагивании
• повороте головы
• повороте глаз, расширении
• гримасе (нахмурил брови, сморщил носик и т. д.)
• изменении ритма дыхания и т. д.
Следует иметь в виду, что безусловные реакции быстро угасают при повторных предъявлениях, поэтому следует предъявлять звуковые стимулы с наиболее высокочастотных и с максимального расстояния. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки: погремушка, шарманка, дудка, гармошка, свисток, кожаный барабан, а также тоны аудиометра, голос и шёпот.
Интенсивность звучания игрушек составляет 75 – 100 ДБ. По интенсивности звучания игрушки мало отличаются, хотя субъективно звук шарманки кажется более тихим чем звук барабана. Это следствие того, что в звучании каждой из игрушек преобладает определённая частота. Чем ниже частота звука, тем субъективно громче он воспринимается. В данном наборе игрушек наиболее выражена частота от 500 Гц до 5000 Гц (барабан – 500 Гц, гармошка – 2000 Гц, дудка – 3000 Гц, шарманка – 4000Гц, погремушка – 5000Гц)
Таким образом, с помощью звучащих игрушек можно с достаточно высокой степенью достоверности определить частотный диапазон воспринимаемых ребёнком звучаний. Определённую роль играет и расстояние, с которого подаётся сигнал.
Как проводится педагогическое обследование и диагностика? Участвуют два человека. Один подаёт звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями малыша. Вначале следует установить с ребёнком эмоциональный контакт. Воспитатель ласково разговаривает с ребёнком, гладит его, показывает яркую незвучащую игрушку. В это время помощник воспитателя с расстояния 3м справа подаёт сигнал погремушки. Воспитатель фиксирует наличие и характер реакции, если она есть. Если реакции нет – помощник подходит на 0,5м. ближе и повторяет сигнал. И так до тех пор, пока ребёнок не отреагирует на звук погремушки. Получив первую реакцию на звук, помощник отходит на 0,5м дальше и вновь предъявляет звучание. Это необходимо для того, чтобы определить максимальное расстояние, с которого ребёнок воспринимает звук. Затем исследуются реакции на данный звук с левой стороны. Данные диагностики с правой и левой стороны могут быть различными. Данные заносятся в протокол, где отмечается наличие или отсутствие реакции, расстояние, на котором она обнаружена.
Источник звука
Дата наблюдения:
1 ноября
Погремушка 2м «-» ; 1м «+»
Шарманка 2м «-»; 1м «+»
Дудка Не предъявлялось
Гармошка Не предъявлялось
Барабан 2м «-»; 1м «-»; 50см «+»
Шёпот Нет реакции
Голос разговорной речи 1м «+»
Дата наблюдения:
1 декабря
Погремушка 2м «-»; 1м «+»
Шарманка 2м «+»
Дудка 2м «-»; 1м «+»
Гармошка Не предъявлялось
Барабан 2м «-»; 1м «+»
Шёпот 2м «-»; 30 см «+»
Голос разговорной речи 1м «+»
Затем таким же образом предъявляются сигналы дудки или гармошки. После этого исследуются реакции на голос разговорной громкости с расстояния 2м. При отсутствии реакции помощник предъявляет голос повышенной громкости. Если у ребёнка отмечается реакция на голос разговорной громкости на расстоянии более 1м, то сигнал предъявляется шёпотом.
В результате такого обследования мы получаем сведения о характере реакций ребёнка на неречевые звуки и на голос. Мы узнаё м:
- звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит малыш.
- локализует ли источник звука и с какого расстояния.
- реагирует ли малыш на шёпот, на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул.
У детей раннего возраста может отмечаться исчезновение ответа на часто повторяющиеся стимулы, поэтому нужно ограничивать количество предъявлений до двух-трёх и увеличивать время между ними. Реакция считается положительной, если ребёнок 3 раза отвечает на звук одной или несколькими реакциями.
Известно, что нарушение слуха пагубно сказывается на овладении устной речью. Поэтому успешность коррекционной работы с детьми раннего возраста в первую очередь зависит от полноценного общения с малышом и речевого контакта с ним. Педагогическое воздействие на ребё нка оказывается в течении всего дня: во время кормления, одевания, прогулок, игры и т. д. Говорить с ребёнком нужно всегда голосом разговорной громкости и ни в коем случае не кричать, так как громкие звуки могут вызвать у малыша акустическую травму. В течении дня с малышом проводится несколько занятий от 1-2 до 5-7мин к одному году. Самое главное, вызвать у малыша положительные эмоции, на фоне которых будут активизироваться его голосовые реакции. Важно, чтобы сам взрослый был очень эмоционален., пользовался разнообразными интонациями и мимикой, и обязательно находился в поле зрения ребёнка. Взяв малыша на руки, взрослый поёт ему несложные, но разнообразные по ритму и темпу песенки, двигаясь с ним в такт звучания, а также предлагает ему разнообразные звучащие игрушки. Такая система работы может быть реализована в полной мере в том случае, если снижение слуха замечено до 6-ти месяцев жизни ребёнка. Следует отметить, что основными достижениями I-го полугодия жизни ребё нка можно считать: формирование у ребёнка потребности в общении со взрослым; переход от гуления к лепету; развитие слуховой фиксации ребёнка; умение реагировать на разнообразные неречевые и речевые звучания и дифференцировать их.
Воспитание и обучение дошкольника, имеющего нарушения слуха, осуществляются с учетом возрастных психофизиологических особенностей в условиях организованного педагогического воздействия, что помогает обеспечить необходимое развитие и подготовить его к новому этапу жизни — обучению в школе.
Укрепление преемственных связей в содержании и методике коррекционной воспитательно-образовательной работы этих двух звеньев системы народного образования является одной из важнейших задач. Следует полнее использовать соответственные возрасту ребенка с дефектом слуха методы и приемы педагогической работы, чтобы в процессе воспитания и обучения развились все его психические качества, особенно те из них, которые нужны для подготовки к школе и имеют более общее значение, а также присущи только данному возрастному этапу в развитии ребенка.
Как было уже отмечено, важно не только установить тяжесть дефекта, но и сделать правильный выбор компенсаторных средств, чтобы обеспечить полноценное психическое, а следовательно, и социальное развитие ребенка, имеющего нарушения слуха. Это может быть реализовано только при условии ранней коррекции всей познавательной деятельности. Для этого необходимо обеспечить ребенку возможность полноценных контактов с окружающим миром через развитие всех видов восприятия: тактильного, зрительного, осязательного, кинестетического и т. д., что создаст у него нужную чувственную основу существующей действительности. В то же время полноценность этого процесса может быть обеспечена при развитии других психических процессов. Среди них особое место занимают мыслительные операции, так как полноценность воспринятого может быть реализована только через осмысление окружающей действительности. С процессом осмысления теснейшим образом связано и развитие памяти, особенно произвольной (учитывая особенности обучения и воспитания дошкольника с дефектом слуха). Все эти процессы — восприятие, понимание, осмысление, запоминание — во многом зависят от внимания. Поэтому одной из существенных задач в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха является развитие еще в дошкольном возрасте внимания, особенно целенаправленного, произвольного.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. «Психология развития ребенка». -М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.
2. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. -М. : Просвещение, 1991.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000
4. Таварткиладзе Г. А. Шматко Н. Д. «Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни». - М., Издательство «Полиграф сервис», 2001