Анна Красноперова
Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста»
Совершенствование и инновационное развитие современного общества требуют появление инициативных, творчески мыслящих и принимающих неординарные решения людей, готовых учиться и развиваться всю жизнь. Все необходимые для этого навыки формируются с детства.
Публикация «Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие ребенка дошкольного возраста должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. [ ] Процесс социализации невозможен без учета личностных особенностей детей. Каждый педагог в своей деятельности обязан принимать во внимание индивидуальные возможности и способности всех детей. Отечественные ученые А. С. Белкин, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др. считают, что каждый ребенок проходит огромнейших путь в своем развитии именно в период дошкольного детства. Дошкольный возраст, как никакой другой наполнен достижениями в социальном развитии детей. [ ]
Для того, чтобы осуществлять сопровождение позитивной социализации детей дошкольного возраста в первую очередь необходимо провести диагностику, качественный анализ результатов которой дает возможность педагогу не только скорректировать образовательный процесс в группе, но и разработать индивидуальные образовательные маршруты на детей с низким уровнем развития.
Существует множество различных определений понятия позитивной социализации, мы придерживаемся следующего определения …
Позитивная социализация –есть прямой результат правильного воспитания, которое учитывает механизмы процесса социализации (личный пример взрослого, организация социокультурной среды) и особенности психического развития ребенка. [ ]
Для измерения уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста мы определили четыре критерия:
-социальный интеллект
-самооценка
-самостоятельность
-траектория успешности ребенка
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. В научной литературе социальный интеллект определяется как «интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации» и предполагает открытость в отношениях с окружающими, осознание самоценности собственной личности и других людей, проявление внимания, сочувствия, сопереживания к окружающим, согласования своих действий для достижения общего результата.
[ ]
Уровень развития социального интеллекта измеряется с помощью альбома для экспресс-диагностики модифицированной методики Гилфорда и Салливана. [ 1 ] Методика включает в себя 4 субтеста, исходя из которых обследование детей осуществляется по четырем блокам заданий и иллюстративного материала.
Задания первого блока дает возможность установить способность ребенка определять последствия поведения человека в проблемной ситуации и предвидеть то, что произойдет в дальнейшем.
Задания второго блока помогают выявить навык детей различать эмоции и объединять одной эмоцией несколько ситуаций или символических изображений.
Третий блок исследует умение детей понимать изменения значения фразы в зависимости от эмоциональной окрашенности и подбирать подходящую эмоциональную окраску высказывания для определенной ситуации.
Задания четвертого блока демонстрируют понимание детьми логики развития ситуации взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.
Таким образом, методика позволяет выявить отношение ребенка к окружающей его действительности и определить позицию по отношению к проблемной ситуации; выявить умение ребенка определять эмоции и объединять ими различные ситуации; уровень способности ребенка определить последствия поведения людей; уровень способности ребенка использовать эмоциональную окраску высказываний; уровень умения ребенка понимать окружающих; умение ребенка анализировать свои поступки и поведение.
Самооценка детей дошкольного возраста определяется с помощью методики «Лесенка». Данная методика определяет систему представлений ребёнка о том, как он определяет ценность самого себя, как личности, как, по его мнению, его ставят высоко другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Прежде всего, необходимо обратить внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Самостоятельность детей дошкольного возраста определяется путем наблюдения за деятельностью детей и составления индивидуального профиля самостоятельности ребенка педагогами и родителями, который включает в себя двадцать утверждений. Степень выраженности утверждений распределяется в интервале от +2 до -2. Чем больше баллов, тем выше у ребенка выражена потребность в самостоятельности. [ 2 ]
Диагностика траектории успешности осуществляется через фиксацию участия и успеха каждого ребенка в различных мероприятиях детского сада, конкурсах, фестивалях и соревнованиях. Диагностика траектории успешности позволяет сделать вывод о способностях и склонностях каждого ребенка (если ребенок больше успешен в спортивных соревнованиях, эстафетах, то у него склонности к спорту и т. д.)
Пример оформления траектории успешности
№ Ф. И. ребенка Мероприятия д/с Конкурсы, фестивали, соревнования
Город РФ уровень Междун.
Акция «Ромашка» Конкурс чтецов Ведущая роль
на утреннике «Лыжня
зовет» Шашечный
турнир Малая
Олимпиада Конкурс рисунков «Осень золотая»
1 Иванов И. +
У - - +
П +
П +
П
Условное обозначение
У- участие
П -призер, победитель
Таким образом, данный диагностический инструментарий позволяет
определить уровень развития позитивной социализации детей дошкольного возраста, что в свою очередь поможет педагогу скорректировать образовательный процесс и разработать индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка.
Список литературы:
1. Альбом для экспресс - диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста (в 3-х раб. тетр.) : приложение к сборнику научных статей межрегиональной дистанционной конференции «Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее»/ под ред. Н. В. Микляевой. -М. : Берлин: Директ-Медиа, 2017.-55 с.
2. Атарова А. Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности / https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-samostoyatelnosti-starshih-doshkolnikov-v-detskih-vidah-deyatelnosti
3. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена) : Руководство по использованию, - СПб., 1996.-53с.
4. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет : система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. - М. : Вентана - Граф, 2017.-320 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155)