TATI
Диагностика уровня обученности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Данная работа разработана дефектологом высшей категории Сенченковой Т. И. с целью оказания помощи психологам, педагогам и воспитателям в приемах обучения и воспитания детей, в создании индивидуальных программ реабилитации детей и подростков и их дальнейшей реализации на занятиях восстановительного обучения в образовательном учреждении. Данная работа опробирована и реализуется, одобрена СПб АППО, кафедрами социальной и коррекционной педагогики.
Диагностика как средство изучения обученности
Определение обученности
Публикация «Диагностика уровня обученности детей» размещена в разделах
Обученность - владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения. Это не только результат предшествующего обучения, но и условие успешности последующего обучения.
Обученность зависит от ряда объективных (уровень учебных программ, технология обучения, мастерство педагога) и субъективных (обучаемость учащихся, их мотивация учения, работоспособность и состояние здоровья) факторов.
Показатели успешного обучения :
1. Качество успеваемости – качество знаний, умений и навыков;
2. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально-нравственные ориентации;
3. Безстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития;
4. Стабилизация здоровья учащихся.
Диагностика (diagnostikos – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня обученности.
Типы диагностики :
1) Первичная диагностика используется для всестороннего изучения возможностей ребенка. Выполняет роль экспресс-информации.
2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации коррекционной деятельности, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках.
3) Обобщающая (итоговая) диагностика показывает результаты, которые были достигнуты как следствие педагогического воздействия.
Педагогическая диагностика обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.
Диагностированию, т. е. периодическому изучению, подлежат:
- уровень знаний учеников
- степень социального и психологического развития, что соответствует основным функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
Роль диагностики состоит в возможности коррекции педагогического процесса. Диагностика - это информация для педагогов, психологов и воспитателей с целью отбора учеб программ и педагогических технологий обучения и снятия перегрузки учащихся.
Диагностика уровня обученности детей. Методика работы.
Диагностика уровня обученности - это тестирование учебных результатов воспитанника (дидактическая диагностика). Эта процедура направлена на выявление истинного состояния школьных знаний ребенка.
Цель тестирования – определить уровнь образованности несовершеннолетнего, владение им системой знаний и умений, соответствующей возрастной норме.
Диагностика проводится с помощью пакета тестов по разным образовательным предметам регулярно и комплексно. Задания, предлагаемые для диагностики составлены в полном соответствии с программами курсов чтения, русского языка и математики, утвержденными Министерством образования России для начальной и средней школы (см. Приложения).
Результаты диагностики, заносятся в личный дневник адаптации и реабилитации воспитанника для составления индивидуального плана реабилитации и организации последующего восстановительного обучения.
Проводятся следующие виды диагностического тестирования :
- диагностика уровня обученности (реально усвоенный уровень знаний, умений и навыков);
- диагностика уровня обучаемости (способность к учению);
- диагностика зоны актуального и ближайшего развития (моментальная, поурочная диагностика).
Диагностика уровня обученности.
Цель – определить истинный уровень знаний, умений и навыков ребенка.
Основные этапы работы:
I этап - Первичное интервью с воспитанником.
II этап - Проверка уровня сформированности навыков чтения.
III этап - Проверка уровня сформированности навыков письменной речи.
IV этап - Проверка уровня сформированности математических навыков.
Определение уровня обученности :
-ребенок не выполняет задание; отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам; может пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания (уровень различения и запоминания) – низкий уровень обученности;
-ребенок выполняет большую часть заданий; находит существенные признаки и связи явлений, предметов на основе анализа и синтеза (уровень понимания) – хороший уровень обученности;
-ребенок владеет простейшими умениями и навыками, умеет обобщать и применять полученные знания в новой ситуации (уровень переноса) – высокий уровень обученности;
Методика работы.
1. Первичное интервью с воспитанником. При беседе с ребенком уточняются возраст, место и страна проживания, посещение общеобразовательного учреждения, тип школы и класс; наличие прогулов, дублирование школьной программы, наличие желания учиться.
В результате беседы определяется пакет заданий, который должен быть предложен ребенку для диагностики.
2. Проверка уровня сформированности навыков чтения. Дается задание прочитать отрывок из художественного произведения (примерный объем 80 слов, провести анализ его содержания по вопросам.
В результате проверки определяется соответствие имеющегося уровня сформированности навыков чтения тому, что был заявлен ребенком в интервью.
3. Проверка уровня сформированности навыков письменной речи. Выполние контрольной работы, состоящеё из 2-х частей (диктант с грамматическими заданиями или контрольное списывание и задания) и служащую средством проверки орфографических и пунктационных навыков, понимания ребенком грамматических явлений.
В результате проверки определяется соответствие имеющегося у ребенка уровня сформированности навыков письменной речи тому, который был заявлен им в интервью.
4. Проверка уровня сформированности математических навыков. Выполние комбинированной самостоятельной работы, состоящей из разнородных по содержанию заданий и служащую средством проверки математической подготовки ребенка.
В результате проверки определяется соответствие имеющегося уровня сформированности математических навыков тому, который заявлен ребенком в интервью.
Вывод:
Выявление реального состояния школьных знаний ребенка дает возможность для составления индивидуального плана реабилитации. Так, при наличии у ребенка высокого уровня обученности педагогам рекомендуется продолжать работать с несовершеннолетним по базовым, лицейским или гимназическим образовательным программам (для овладения новыми учебными умениями и навыками). При хорошем уровне – педагог должен направить работу с ребенком на восполнение недостающих знаний по текущему программному материалу, при низком уровне – продублировать обучение по облегченным образовательным программам.
Диагностика уровня обучаемости (способность к учению)
Цель - определить уровень обучаемости ребенка. Методика работы. Воспитаннику предлагается незнакомый для него материал показывается образец применения и дается самостоятельная работа на 15 – 20 минут. В работе требуется выполнить задание по образцу и осуществить перенос этого знания в новую ситуацию.
В результате проверки определяются потенциальные возможности несовершеннолетнего, необходимые при составлении индивидуальных программ.
Вывод:
Выявленный уровень обучаемости показывает потенциальные возможности несовершеннолетнего и требует дифференцированного подхода к воспитанникам при работе в группе, а также при составлении индивидуальных программ. Учитывая эту информацию, педагог должен давать задания на выбор, чтобы не нанести вред здоровью ученика.
Диагностика зоны актуального и ближайшего развития (моментальная, поурочная диагностика). Цель - определить зону ближайшего развития ребенка. Методика работы: воспитаннику дается самостоятельная работа базисного уровня на 8-10 минут. В работе требуется выполнить задание.
Вывод: Каждый ребенок должен учиться только в зоне своего ближайшего развития.
Данная посвящена систематизации знаний о диагностике как средстве изучения уровня обученности несовершеннолетних, поступающих в образовательные учреждения. Она разработана дефектологом высшей категории Сенченковой Т. И. с целью оказания помощи всем педагогам, психологам и воспитателям в выборе приемов обучения и воспитания детей, создании индивидуальных программ реабилитации воспитанников, имеющих различные нарушения: от глубокой педагогической и социальной запущенности до различных форм и степеней ЗПР.
Основной задачей в педагогической реабилитации детей является создание условий для успешной образовательной деятельности как средства коррекции их личности, формирование положительных устремлений и мотиваций поведения, вооружение новым положительным опытом отношений с окружающим миром.
Роль диагностики состоит в коррекции всего педагогического процесса. Это информация для педагога, психолога и воспитателя о том, каковы потенциальные возможности учащихся при комплектовании групп, работающих по базовым образовательным программам.