Татьяна Незнанова
Диагностика познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Самое непохожее»
(По тесту Л. А. Венгера для детей 4,5 - 7 лет)
Цель: изучение уровня развития мышления детей, восприятия.
Материал:
8 геометрических фигур разной формы, цвета и размера, из них: 2 синих круга (большой и маленький, 2 красных круга (большой и маленький, 2 синих квадрата (большой и маленький) и 2 красных квадрата (большой и маленький, фигурки черные и не закрашенные.
Инструкция:
Публикация «Диагностика познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
Посмотри на эти фигурки. Чем они отличаются друг от друга? А теперь выбери из этих фигурок одну, которая бы ничем не была похожа на выбранную мной (педагог берет одну из фигурок и выкладывает перед ребенком, вспомни, что выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни формой, ни цветом, ни размером (для детей 5-5,5 лет). Посмотри на эти фигурки. Я выкладываю перед тобой одну из них, а ты должен найти другую, которая ничем не походит на выбранную мной (для детей 5,5-7 лет).
Проведение теста:
В начале работы все восемь фигурок раскладывают на столе в один ряд. Во время беседы дети могут брать их в руки, раскладывать по форме, цвету или размеру. Затем их снова в произвольном порядке выкладывают в один ряд, из которого взрослый вынимает одну фигурку, кладет ее на стол перед ребенком и просит положить рядом самую непохожую из оставшихся фигур. В том случае, если ребенок 4-5 лет затрудняется в выделении всех трех отличий (параметров) этих фигурок, ему можно помочь, подсказав: "Обрати внимание на размер (или цвет) фигурок". Если дети находят неправильную фигурку, им надо помочь, подсказав, чем эта фигура схожа с выбранной взрослым. Если вы, например, выбрали маленький синий квадрат, а ребенок выбрал большой синий круг, ребенку можно сказать:
"Молодец, действительно твоя фигура большая, а моя — маленькая, это круг, а у меня — квадрат. Но не и. я просила, чтобы они ничем не были похожи, а у тебя они одного цвета. Давай положим эту фигурку на место, и ты найдешь другую, самую непохожую". Таким образом, вы не только указываете на ошибку, допущенную ребёнком, но и подчеркиваете еще раз, какие параметры необходимо учитывать при выборе нужной фигуры. Такое объяснение при ошибке можно дать детям любого возраста. Помощь можно оказывать два раза, но если ребенок не справился с заданием даже после ваших объяснений, тестирование прерывают. Если ребенок правильно выбрал фигурку, задание повторяют еще раз, чтобы убедиться в том, что правильный выбор был не случаен. В конце тестирования ребенка просят объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру.
Анализ результатов:
При оценке деятельности детей 4,5-5,5 лет можно считать правильным ответ, основанный на учете двух параметров из трех.
Нормально и то, что дети, отвечая на вопрос об отличии фигур, могут сказать, что разница в том, что одни из них синие, а другие - красные, одни большие, а другие — маленькие, одни круглые, а другие — квадратные (вместо того, чтобы сказать: они отличаются формой, цветом и величиной, что является нормой для детей 6-7 лет).
Дети 6-7 лет должны эти параметры вычленить "про себя", без вашей просьбы и обсуждения, которое начинается только в том случае, если они неправильно выбирают фигуру, так как в норме уже с 5,5 лет дети должны ориентироваться на все три параметра при выборе непохожей фигурки. В случае ошибки им необходима такая же помощь, как и младшим детям.
Большое значение в любом возрасте имеет реакция ребенка на помощь, так как обучаемость (то есть умение решить задачу сразу после объяснения взрослого) зависит от способностей.
Способные, хотя и плохо обученные дети могут с помощью взрослого полностью решить задачу даже в 4,5-5 лет, в то время как малоспособные дети нуждаются в неоднократном повторении для того, чтобы правильно выбрать фигуру даже в 6-7 лет. Необходимо помнить о том, что и в этом случае обучение служит не только диагностикой, но и коррекцией познавательных способностей детей.
Упражнение «Зашиваем коврик»
Цель: выявление уровня развития внимания у детей 4-6 лет.
Материал: карточки с изображением «ковриков», набор фигурок – «заплатки».
Описание:
На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо
выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.
Как один из вариантов - работая с материалами упражнения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.
Анализ результатов:
10 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек
8-9 баллов – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Упражнение «Запомни и нарисуй» для детей 5-7 лет
Цель: выявление уровня развития кратковременной памяти
Материал: картинка (несложная, лист бумаги, карандаш
Описание:
Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем педагог ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка (см. приложение).
Анализ результатов:
Ребёнок воспроизвёл рисунок безошибочно – высокий уровень
Ребёнок допустил 1 – 2 ошибки – средний уровень
Ребёнок допустил 3 – 4 ошибки – низкий уровень
Работа не соответствует образцу в полном объёме – очень низкий
Упражнение «Дорисуй предмет» (для детей 5-7 лет)
Цель: выявление уровня развития воображения у детей.
Материал: карточки с линиями, карандаш
Описание:
Упражнение 1.
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь
Упражнение 2.
Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.
Упражнение 3.
Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.
Анализ результатов:
За каждое правильно выполненное задание (рисунок отдельно взятого предмета) ребёнок получает 1 балл
При подсчё те суммы всех баллов:
Более 14 баллов – у ребёнка высокий уровень развития воображения
От 13 до 10 баллов – средний уровень развития воображения
Менее 9 баллов – у ребёнка низкий уровень развития воображения
Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера
Цель:
исследовать уровень развития зрительной памяти
у детей 5-7 лет.
Материал:
4 карточки с изображением линий и фигур
Описание:
Ребенку предлагается 4 рисунка:
На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10
секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты опыта:
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами
внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.)
Максимальная оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю —
1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроиз-веденного
угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальный результат — 14 баллов.
О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше
баллов, о средней – 9 – 6 баллов, о низкой – 5 – 0 баллов.