Виктория Выдра
Познавательного развития дошкольников Взаимодействие ДОУ с семьями через познавательно — исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
1 Литературный обзор состояния вопроса
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно, но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще
и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Публикация «Познавательного развития дошкольников Взаимодействие ДОУ с семьями через познавательно — исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность. ФГОС требует от нас создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Детское экспериментирование — особая форма поисковой
деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы:
целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов
личности, которые заложены в основе самодвижения, саморазвития.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.
Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.
Восточная мудрость гласит: «Сколь бы не был длинен путь, всегда начинается он с первого шага». А первые шаги в мир исследований ребенок делает в семье. Именно в семье дошкольник приобретает первые знания и первый опыт поисковой деятельности.
3 Педагогический опыт.
3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
Изучив много разной литературы и познакомясь с разными опытами работы я остановилась на Н. Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Прежде чем начать свою работу с детьми необходимо собрать практический материал для исследовательской и экспериментальной работы. Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Распределила подборку практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработала перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан уголок «лаборатория «Любознайки»». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «пытливых исследователей», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
В детской научной лаборатории мы выделили:
1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и т. п.)
2) место для приборов.
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов.
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)
Был сформирован примерный перечень материалов для исследований.
Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории.
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т. п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (мыльные пузыри, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т. п.
11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т. п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп.
13. Контейнеры с песком и водой.
14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
15. Часы песочные.
16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
18. Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Мы ввели правило: сначала спроси, потом экспериментируй.
Свою работу построили на следующих принципах.
Принципы работы.
• Принцип развивающего обучения это индивидуальный подход к ребенку. Целью этого принципа является создания такой развивающей среды, которая учитывает возрастные особенности, а также особенности детей отставать или опережать сверстников; для того чтобы знать сколько потребуется ребенку усилий, активной умственной деятельности для решения поставленной задачи.
• Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов. Необходимо учитывать, что ребенок имеет право на ошибку, целесообразно позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред — ни объекту наблюдений, ни ребенку). Такой методический прием сделает знания детей более реальными и осознанными.
• Принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми.
•Принцип воспитательный стараюсь развивать в детях самостоятельность, интерес к занятиям, желание активно использовать свои знания и систематически трудиться для достижения цели.
• Принцип систематичности и последовательности - работа детей строится по принципу "от простого к сложному".
• Принцип научности – педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности. Воспитатель не должен забывать о том, что основной вид деятельности ребенка – дошкольника – игра.
• Принцип целостности - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности, а также предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
• Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
• Принцип активного обучения - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач. Что обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
• Принцип креативности - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
• Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
• Принцип творчества – процесс экспериментирования сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
• Принцип связи с жизнью - в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. Целесообразно соотносить проведенные эксперименты с жизненным опытом ребенка.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми.
Методы работы.
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов.
Словесный метод. Этот метод позволяет разъяснять смысл данного опыта или эксперимента, направлять действия ребенка, осмысливать их, поощрять работу.
Практический метод. Этот метод позволяет помогать детям, осуществлять практическую деятельность, направленную на усвоения определенных способов действия с предметами или их заменителями. Выполнение детьми разнообразных практических действий является основой для умственной деятельности. Этот метод позволяет широко использовать различный дидактический и подручный материал.
Метод проблемного изложения (решение проблемных ситуаций в разных условиях).
Продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности).
Из практических методов обучения мы использовали следующие:
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. В игре дети учатся думать, искать решения проблемы. При необходимости используют подручный материал. С большим желание дети помогают игрушкам, сказочным героям и персонажам мультфильмов.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Он предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Метод проектов носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Метод проектов позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах.
Метод моделирования заключается в том, что мышление детей дошкольного возраста развивается с помощью специально разработанных схем и моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта и являются неотъемлемой частью содержания групповых детских лабораторий.
Из словесных методов обучения использовали в своей работе следующие:
Рассказы воспитателя.
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей.
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Беседы
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Также в работе с детьми мы использовали различные формы работы с детьми.
Формы работы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе я стараюсь, чтобы дети получали знания группами. Вовлекаю в группу как можно больше детей. Обучение детей в группах облегчает усваивать элементарные практические опыты. Но занятия провожу в игровой форме и использую театральное действие, разнообразный дидактический материал, игрушки и пособия. Провожу комплексные занятия, занятия развлечения, занятия конкурсы, занятия КВН (приложение).
Фронтальный вид работы.
Фронтальная деятельность ребенка (фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений. Они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».
Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут:
1. Хорошо увидеть мелкие детали;
2. Рассмотреть объект со всех сторон;
3. Использовать для обследования все анализаторы;
4. Реализовать заложенную в них потребность к деятельности.
Слабые стороны фронтальных наблюдений тоже имеют место:
1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект;
2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком;
3. Труднее установить контакт с детьми;
4. Повышается риск ухудшения дисциплины (хотя само ухудшение дисциплины наступает не обязательно);
5. Повышается риск нарушений правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.
К сказанному можно добавить, что эмоциональное воздействие фронтальных экспериментов намного выше, чем демонстрационных: процесс обучения индивидуализирован.
Подгрупповая деятельность ребенка (Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы, с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте).
Индивидуальная деятельность ребенка (подготовленная развивающая среда, дидактический материал, картотека элементарных опытов, работа в тетрадях для наблюдений, работа с раздаточными карточками; лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде, мини-лаборатории). Дети по желанию выбирают тот вид деятельности, которым хотят заниматься как индивидуально, так и группами самостоятельно.
Работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю :
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
- в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения
к познавательно – исследовательской деятельности совместно с воспитателем и ребенком.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания, где я объясняю какие знания получили дети, и как их можно закреплять дома; оформлена серия наглядной информации для родителей (папки-передвижки, буклеты, консультации, памятки, стенгазеты); проведены индивидуальные и групповые консультации, викторины, конкурсы; использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций; участие родителей в проектах исследовательской направленности; участие родителей в экскурсиях исследовательской направленности; совместный труд родителей и детей в природе; организация выставок; совместные досуги; обмен опытом. Все это помогает родителям следить за успехами своих детей. Свои наглядные пособия, дидактический материал я использовала в познавательно – исследовательской деятельности. Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство заинтересованности родителей к детскому экспериментированию.
4. Выводы
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам - взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны, поэтому считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и детским экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Хотелось бы привести слова знаменитого ученого Л. С. Выготского:
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.