Наталья Луткова
Диагностика по Е. О. Смирновой
▼ Скачать + Заказать документы
Методика «Картинки»
Общей особенностью данных методик является то, что ребенку предъявляют определенную проблемную ситуацию. Здесь ребенок сталкивается не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Это может быть изображение какого-либо знакомого и понятного сюжета на картинках, в рассказах, незаконченных историях. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой вариант решения как он думает социальной проблемы. Способность решать социальные задачи нашла свое отражение в термине «социальный интеллект»). Решение такого рода задач предполагает не только интеллектуальные способности, но и постановку себя на место других персонажей и варьирование своего собственного для этой ситуации поведения в предложенные обстоятельства.
Темочки:
Для того чтобы понять и узнать степень развития социального интеллекта можно пользоваться двумя методиками: вопросы, взятые из теста Д. Векслера тест «Понятливость» и проективная методика «Картинки».
«Понятливость»
Для того чтобы провести диагностику с детьми нужно выбрать шесть вопросов которые будут понятны детям из теста Д. Векслера для измерения общего интеллекта (субтест «Понятливость») :
1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?
2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?
3. Что ты будешь делать, если пришел за своей игрушкой, а ее там не оказалось?
4. Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка, меньше тебя ростом, стал (а) бы с тобой драться?
5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?
6. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?
Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера:
0 баллов — отсутствие ответа;
1 балл — обращение за помощью к кому-либо;
2 балла — самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
«Картинки»
Необходимо детям в этой методике найти выход из проблемной ситуации. Детям показывают четыре картинки где изображены дети во время игровой или позновательной деятельности. (рисунок 1—5) :
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2. Девочка отломала руку у куклы которой играла другая девочка.
3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Картинки на которых изображены играющие дети, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.
Таким образом, в данной методике ребенок должен высказать свое решение на определенную проблему,так или иначе связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
Степень решения проблемы оценивается по той же шкале было обьяснено ранее, что и в предыдущем тесте.
Кроме того что мы можем отследить у детей развития социального интеллекта с помощью, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:
1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).
2. Агрессивное решение (побью, позову взрослого, дам по голове палкой и т. п.).
3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).
В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.
Литература:
Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с. : ил. — (Психология для всех).
«Понятливость»
Цель: Определение уровня развития социального интеллекта.
2019 – 2020 год. На начало года: 100% детей обратятся за помощью к кому-либо, 0% - нашли самостоятельное решение.
На конец года: 25% детей обратятся за помощью к кому-либо, 75% - находят самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
2020 – 2021 год. На начало года: 25% детей обратятся за помощью к кому-либо.
На конец года: 12,5% детей обратятся за помощью к кому-либо, 87,5% - находят самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
«Картинки»
Цель: Определение уровня развития социального интеллекта.
На начало 2019 – 2020 года: 50% детей выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов, 50% детей – искали продуктивное решение конфликтной ситуации.
На конец года: 50% детей выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов, 50% детей – искали продуктивное решение конфликтной ситуации.
На начало 2020-2021 года: 50% выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов.
На конец года: 25% выбирали варианты ответов в пользу агрессивного решения вопросов, 75% - искали продуктивное решение конфликтной ситуации.