Лучший педагог года

Диагностика патологий мышления. Диагностические критерии основных видов нарушений когнитивной сферы дошкольников

Анна Савчук
Диагностика патологий мышления. Диагностические критерии основных видов нарушений когнитивной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Диагностика патологий мышления.

Диагностические критерии основных видов нарушений когнитивной сферы дошкольников.

Познавательное развитие ребенка — предмет большого количества обращений к педагогу-психологу. В первую очередь это касается диагностики патологий мышления. Для того чтобы составить прогноз и дать рекомендации, необходимо знать диагностические критерии основных видов нарушения когнитивной сферы.

Публикация «Диагностика патологий мышления, Диагностические критерии основных видов нарушений когнитивной сферы дошкольников» размещена в разделах

Для диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста использовался диагностический альбом Семаго Н. Я., Семаго М. М., который является практическим пособием для исследования особенностей формирования психических функций и процессов в детском возрасте. Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы, были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза).

В работе были использованы следующие методики, которые содержат:

основные цели использования;

краткое описание диагностического материала;

процедуру проведения;

анализируемые показатели;

возрастные особенности использования нормативов выполнения.

Методика "Невербальная классификация". Марцинковской Т. Д.

Возрастной диапазон: 5-7 лет

Цель методики: изучение словесно-логического мышления

Методика Выготского – (модифицированный вариант для детей до 7 лет)

Цель методики: Оценка и исследование понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака.

Методика «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн)

Возрастной диапазон: 7-10 лет

Цель методики: исследование развития логического мышления, способности к обобщению.

Тест на мышление Когана

Возрастной диапазон:4-6 лет

Цель методики: исследования схематического мышления

Тест «Самое непохожее" Л. А. Венгера

Возрастной диапазон: 4,5-7 лет

Цель методики: выявление уровня развития способностей в области логического мышления и определение способности ребенка выделять признаки объектов и сравнивать по этим признакам их между собой.

Методика «Сравнение понятий»

2) Возрастной диапазон:от 7,5-8 лет

3) Цель методики:Выявление особенностей аналитико-синтетической стороны мыслительной деятельности, оценка возможности распознавания ребенком категориальных признаков в ситуации сравнения понятий, выделение общих родовидовых признаков или их отсутствия.

Среди патологий мышления наиболее часто встречаются (в порядке снижения степени тяжести) :

-олигофрения;

-задержка психического развития (далее — ЗПР);

-педагогическая запущенность.

Нарушением мышления сопровождается ряд психических болезней, прежде всего шизофрения.

Базовыми критериями диагностики патологий познавательной сферы являются :

определенная степень отставания в развитии мышления : при олигофрении — глубокая;

при ЗПР легкая и тяжёлая;

при шизофрении — парциальная;

при педагогической запущенности — отсутствующая;

тотальность психического недоразвития: имеет место при олигофрении;

качественные изменения личности и мышления : тотальное недоразвитие при олигофрении; при шизофрении — неразвитость отдельных, преимущественно мотивационно-волевых черт;

при ЗПР — патологических идей и личностных искажений;

при педагогической запущенности — сохранная личность.

Рассмотрим каждый тип нарушения мышления.

Олигофрения, умственная отсталость, полная дезорганизация системы интеллектуального функционирования, стойкое снижение всех интеллектуальных функций, глубокое обеднение психической деятельности.

Диагностика олигофрении.

Наиболее тяжелая степень необратимого отставания в развитии мышления характерна для олигофрении. Различают три степени олигофрении: дебильность (IQ 50–69, имбицильность (IQ 35–49, идиотия (IQ менее 34).

Диагностировать олигофрению (в степени дебильности, в другой степени в условиях школы или детского сада олигофрения не встречается) можно на основе трех диагностических критериев :

1) врожденного или приобретенного в возрасте до трех лет общего психического недоразвития;

2) тотального психического недоразвития, равномерно охватывающего все сферы функционирования (мышление, общение, обучение, игру, речь);

3) при интеллектуальной недостаточности (т. е. необратимость отставания — по мере взросления ребенка, несмотря на накопление некоторых навыков и знаний, отсталость сохраняется).

Диагностика Задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа развития психики, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера и проч.) отстают в развитии от возрастных норм.

ЗПР — менее выраженная, поддающаяся коррекции патология, которая проявляется в отставании уровня развития некоторых (но не всех) психических функций от возрастной нормы.

Диагноз ЗПР ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если признаки недоразвития сохраняются в более позднем возрасте, то это уже олигофрения.

Ребенок с ЗПР демонстрирует неравномерные результаты в ходе психодиагностического обследования : одни психические функции (например, вербальное мышление, внимание) снижены и не достигают уровня возрастной нормы, в то время как развитие других (например, невербальное мышление, память) является достаточным для данного возраста.

Ребенок с ЗПР производит впечатление «недоросля» : выглядит инфантильным, недостаточно зрелым, некритичен к собственным результатам, демонстрирует полевое поведение — импульсивное, непроизвольное, нацеленное не на выполнение диагностических заданий, а на бросающиеся в глаза объекты (хватает со стола безделушки, поднимает крышки со всех коробочек, звенит в колокольчик и т. п.).

Диагностика педагогической запущенности

Педагогическая запущенность — наименее тяжелое и полностью обратимое нарушение, не связанное с уровнем интеллекта. Это дефицит знаний и умений без дефектов интеллекта, возникший вследствие недостатков воспитания и обучения.

Педагогически запущенный ребенок физически и психически здоров, но не обладает необходимыми знаниями и навыками. Диагноз «педагогическая запущенность» устанавливается на основании трех критериев :

1) соответствия интеллектуального развития возрастной норме;

2) дефицита знаний и представлений;

3) наличия в анамнезе информации о недостаточном или неправильном влиянии семьи, детского сада, школы.

В ходе обследования педагогически запущенный ребенок демонстрирует соответствующие возрасту результаты по тестам интеллекта параллельно с недостатком знаний о себе и мире, часто — с низкой культурой поведения (может называть взрослого на «ты», использовать нецензурные или жаргонные выражения, чесаться и т. п., при этом в глобальном плане его социальное поведение является нормальным. Он понимает, что находится в ситуации экспертизы, осознает определенное неравенство ролей взрослого и ребенка, критичен к собственным результатам, при наличии замечаний исправляет свое поведение.

Нарушения познавательных процессов при шизофрении имеют качественный, а не количественный характер.

Это - бессодержательное многозначительное рассуждение вслух, не имеющее отношения к решаемой задаче и не ориентированное на собеседника; нарушение обобщений (опора на малосущественные, случайные признаки); соскальзывание (нарушение логики и смысла предложения при сохранении его верной грамматической структуры).

Шизофрения всегда диагностируется в рамках клинического подхода, индивидуальна, ориентирована на понимание конкретной личности, носит качественный, а не количественный характер. Тесты могут не выявить отставания в развитии мышления (и таковое не обязательно имеется, однако его искажение очевидно.

Для детской шизофрении характерны вычурные фантазии и страхи (годами боится, что укусит муха; прячется от солнечного света и т. п.); странные игры и шалости (несколько лет играет в «черную дыру»; поедает дождевых червей).

В ходе психодиагностического обследования ребенка, больного шизофренией, складывается общее впечатление странности, вычурности суждений и действий в сочетании с неэффективным решением повседневных задач, немотивированным (с точки зрения стороннего наблюдателя) возникновением и сменой эмоций, отсутствием интереса к непосредственно происходящему.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность педагогов, родителей позволяет ребёнку успешно обрести навыки, которые нужны ему для дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

«Наш голос». Консультация об основных нарушениях голоса у дошкольников и способов профилактики нарушений«Наш голос». Консультация об основных нарушениях голоса у дошкольников и способов профилактики нарушений Наш голос Голос бывает звонким и радостным, сдавленным и глухим, нежным и гневным, вкрадчивым и грозным. Особенности восприятия голоса зависят.

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста .

Формирование основных движений у дошкольников с учетом возрастных особенностей Нельзя недооценивать значение основных движений. Ребенок, не владеющий в достаточной степени своими движениями, часто испытывает неуверенность.

Индивидуальный план по самообразованию на тему «Диагностика эмоциональной сферы детей 4–5 лет» Цель методической разработки: развитие эмоциональной устойчивости детей 4-5 лет средствами физической культуры. Задачи: 1. Формирующие:.

Консультация для родителей Совместная работа детского сада и семьи по совершенствованию основных видов движений. Инструктор по физическому воспитанию МБДОУ детский сад № 6 г. Вязьмы Смоленской области Жукова Ольга Викторовна Консультация для родителей.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.

Критерии, показатели и уровни воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников Критерий: «Слуховое восприятие» Показатель: Дифференциация звучащих игрушек Уровни: Высокий - дифференцирует все звучащие предметы. Средний.

Критерии успешности социального воспитания дошкольников ДОУ – целостная, динамическая система, оптимальное жизнеобеспечение которой возможно лишь при наличии её организации, в частичности организационно.

Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие.

Взаимосвязь когнитивной сферы и развития речи детей старшего дошкольного возраста Введение Важность этой проблемы обусловливается большим количеством трудностей нынешнего создания. Формирование когнитивной области весьма.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика патологий мышления. Диагностические критерии основных видов нарушений когнитивной сферы дошкольников
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 21:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика патологий мышления. Диагностические критерии основных видов нарушений когнитивной сферы дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Савчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД