Ольга Анатольевна
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
у дошкольников методом глинотерапии
Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Особенно актуально встает вопрос коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОВЗ.
Публикация «Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии» размещена в разделах
У детей, страдающих нарушениями интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера, и это требует поисков специальной системы для ее стимулирования.
«Несформированность эмоциональной сферы детей с отклонениями в развитии проявляется на разных уровнях: поведенческом – в виде негативного самопредъявления, нарушений умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их; социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, дезадаптации; коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника; инлеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора, а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.» [2]
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.
Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.
Эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.
На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей, социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т. е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения, в том числе и нарушения эмоционально-волевой сферы. Это подтверждают и данные диагностики представленные ниже в таблицах.
В наш детский сад, согласно его специфике поступают дети по направлению городской ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии, имеющие основную патологию нарушения интеллекта, нарушение поведения эмоционально-волевой сферы.
Таблица № 1
Характеристика состава воспитанников
Общее количество воспитанников в Учреждении – 101 (данные на 01.05.2014 г.)
Из них:
Имеют заключение ПМПК Дети - инвалиды Дети, имеющие в анамнезе ППЦНС и сочетанные нарушения развития
100% - 86 детей 69.77% - 60 детей 69.77% - 60 детей
В 2013 – 2014 учебном году в Учреждении функционирует 6 групп
Таблица № 2
Возраст
детей Возрастная
группа Кол-во групп Количество детей
мальчиков девочек всего
с 3 до 8 лет Смешанная группа 5 53 28 81
с 6 до 7 лет Подготовительная группа 1 14 6 20
Всего групп для детей дошкольного возраста 6
Всего детей дошкольного возраста 101
Всего мальчиков 67
Всего девочек 34
Уровень тревожности и агрессивности детей
на начало учебного года 2013 (в %)
Таблица № 3
Учебный год Нач. уч. г. 2013
Низкая тревожность 52%
Повышенная тревожность 21%
Высокая тревожность 27%
Повышенная агрессивность 38%
Высокий уровень эмоциональных нарушений у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Анализ заключений ПМПк в МА ДОУ №49 показывает высокий процент детей с трудностями в развитии эмоционально-волевой сферы (около 70%).
Основной запрос от родителей (законных представителей) поступает по следующим проблемам:
- нарушение социальной адаптации
- трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми
- агрессивность
- гиперактивность
- заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи
- нарушения в развитии личностной сферы
- нарушение детско-родительских отношений
- невротические реакции и неврозоподобное поведение.
В связи с тем, что у большинства детей имеются серьезные нарушения речи (у многих речь отсутствует, познавательных процессов, расстройства аутистического спектра встал вопрос подбора адекватного метода коррекции нарушений у данной категории детей.
Ранее я работала с девиантными подростками по программе «Город масок» и использовала для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы метод глинотерапии, а в частности метод скульптурного портретирования, он эффективен при невротических расстройствах, психопатиях, депрессии, шизофрении и прочих психических нарушениях. Поэтому я решила составить программу коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в основу которой положен метод глинотерапии.
1. Метод глинотерапии как метод коррекции
нарушений эмоционально-волевой сферы
«Глинотерапия – эффективный способ коррекции, имеющий в своей основе работу с глиной.» [14]
Глинотерапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техники глинотерапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. «Глинотерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, глинотерапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Глинотерапия способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи.»[8]
Лепка из глины способствует устранению и уменьшению нервно-психических расстройств, восстановлению и развитию нарушенных функций, приобретению навыков, формированию способностей. Работа с глиной способствует развитию моторики, является одним из способов точечного массажа, повышает самооценку. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами, имеет высокую степень энергетики, помогает «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать её в позитивную. Гармонизирует эмоциональное состояние ребенка.
Глина доступна, недорога, легко смывается с рук, высохнув, легко удаляется с одежды. В настоящее время можно заменить глину различными пластичными материалами, даже изготовить самостоятельно гиппоаллергенную глину, которая не вызывает отторжения у детей с нарушениями аутистического спектра. Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться.
Но натуральная глина один из самых чистых материалов, используемых для изобразительной деятельности. Не зря её используют в медицине; она обладает бактерицидными свойствами. В работе с дошкольниками это самый лучший материал, у неё вообще нет противопоказаний и она, в отличие от пластилина, не вызывает аллергических реакций. Я поинтересовалась составом глины. Оказалось, по разнообразию минерального состава её можно сравнить с любыми фруктами и овощами. Она поглощает канцерогенные вещества и другие, вредные для человека элементы. Глина исключает из обмена веществ патогенные вещества, в результате чего организм очищается. Цвет глины обусловлен содержанием в ней солей и других компонентов. Например красный цвет - большое содержание железа и калия, зеленый - медь и двухвалентное железо, голубая глина - кадмий, кобальт, желтая - натрий, железо, сера и её соли.
2. Из опыта работы
Много лет занимаюсь лепкой из глины с детьми. Именно этот вид творческой деятельности позволяет педагогу-психологу наблюдать за ребёнком, помогает понять его душевное состояние и, нередко, оказать помощь. В процессе лепки дети выражают свои чувства, мысли, восприятие окружающего мира. Я давно обратила внимание, что детские работы похожи на них самих внешне и очень ярко передают их настроение, неосознанно ребенок отражает в своей работе или в своих действиях с глиной свой внутренний мир.
Я работаю с детьми дошкольного возраста. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины.
В процессе манипуляций с глиной идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика–движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное и влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. В процессе лепки синхронно работают две руки, и соответственно координируется работа двух полушарий.
Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Занятия с глиной способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, так как последние получают определенную физическую нагрузку за счет использования приемов лепки:
-
-отщипывание,
-раскатывание,
- сплющивание,
- вдавливание,
-оттягивание,
-прищипывание,
-примазывание,
-прижатие,
-сглаживание,
-налепы,
-процарапывание.
Так же в своей работе с детьми я использую технику «глиняное поле»
«Глиняное поле» (ClayField®) – это уникальная техника, которую разработал немецкий арт-терапевт Хайнц Дойзер (HeinzDeuser) 40 лет назад.
Данная техника признана в Европе и практикуется многими специалистами. Она направленна на работу с поведенческими, невротическими и эмоциональными расстройствами, помогает при работе с утратой, стрессом, агрессией.
Глиняное поле – это плоская прямоугольная деревянная коробка, в которую помещается глина. Поле – символическая метафора «мира», которое мы можем «изучить» собственными руками.
При работе с детьми эта техника способствует усилению чувства собственного достоинства детей, их социализации, в частности, в случае отклонений в поведении, травматических переживаний, семейных конфликтов, проблем в детском саду или школе, смены местожительства и др., снижает эмоциональное напряжение, тревожность, агрессивность.
Индивидуальные занятия с детьми проводятся по составленной мною программе «Живая глина»
Цель: Создание условий для развития и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы
.
Задачи:
• способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
• развивать творческое воображение, фантазию;
• развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
• помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;
• развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;
• способствовать становлению произвольной регуляции поведения.
Занятия проводятся один - два раза в неделю, продолжительность 15-25 мин.
В занятие включены помимо работы с глиной
-двигательная физкультминутка
-пальчиковые игры
- элементы сказкотерапии, музыкотерапии
В тематическом плане программы предусмотрено 40 занятий, но в индивидуальной программе берутся не все занятия, а выборочно только те, которые актуальны для ребенка и соответствуют его уровню развития и доступности. А в частности Э. Крамер, одна из основоположниц арт-терапии,
выделяет пять способов обращения с изобразительными материалами:
1) «предварительная» изодеятельность — создание каракулей, размазывание глины, исследование ее физических свойств;
2) хаотическое выражение чувств — размазывание, шлепки, отщипывание, царапанье по глине и др; 3) стереотипии — копирование, создание простейших стереотипных форм шара, жгутиков;
4) создание пиктограм, различных форм выступающих инструментом визуальной коммуникации, дополняющих или замещающих слова;
5) оформленная экспрессия — символические образы, обеспечивающие успешное самовыражение и коммуникацию
Для родителей, я подготовила мультимедийное приложение, на котором я собрала интересные игры и творческие работы из глины и пластичных материалов, которые они могут выполнить с ребенком дома. Так же на диске имеются увлекательные уроки лепки с пластилином, книги, рецепты детского пластилина и другое.
В заключение своего творческого отчета предлагаю посмотреть небольшой ролик фрагментов из занятий с нашими воспитанниками по программе «Живая глина»
Заключение
В процессе творческой работы, при создании индивидуальных и коллективных работ, во время бесед, подготовки к выставкам дети стали более общительными, доброжелательными, внимательными друг к другу. В результате повысилась самооценка у детей, изменились взаимоотношения в группе сверстников.
К концу года результаты работы оправдали ожидания:
- у детей отмечаются хорошие технические навыки в работе с глиной;
- появился интерес к творческой работе;
- развивается умение добиваться конечного результата;
- через мелкую моторику рук происходит активное стимулирование речевых центров, развивается связная речь, пополняется словарный запас;
- расширяется кругозор, формируются элементы эстетического отношения к окружающему миру через самовыражение в художественном творчестве;
- отмечается положительная динамика в эмоциональном благополучии, повышается самооценка детей, данные представлены ниже:
Таблица № 4
Учебный год 2013 -2014
Нач. уч. г. Конец уч. г.
Низкая тревожность 52% 62%
Повышенная тревожность 21% 18%
Высокая тревожность 27% 12%
Повышенная агрессивность 38% 8%
Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.
Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь.
Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.
Литература
1 Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]
: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М. :Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
2 Воропаева,. И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников [Текст] : Метод. Пособие. / И. 11. Воропаева. -М. : Изд-во ИПК и ПРИМ О, 1993.-56 с.
3 Дошкольный психолог № 2 (13) https://psy.1september.ru/article.php?ID=200700410
4 Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Кошулько М. А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] : Методическое пособие. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 112 с.
5 Керлот,Х. Э. Словарь символов. [Текст] : Словарь- М., 1994. С. 305.
6 Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] : Руководство для детских психологов. Педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с., илл.
7 Копытин А. И. Системная арт-терапия [Текст] Методическое пособие. – СПб. : Питер, 2001. – 224с. : ил.
8 Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. [Текст] : Изд. -М. : «Когито-Центр», 2010.-197 с
9 9. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] : Методическое пособие - СПб. : Речь, 2008. -256 с.
10 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] : Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : Карапуз, 2007-140с
11 Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. [Текст] : Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. /Под редакцией Т. С. Комаровой. - М. : Российское педагогическое общество, 2000-156с
12 Супрун Г. Б. Развитие познавательной активности и творчества
дошкольников посредством тренировки мелкой моторики //
Справочник педагога-психолога. - 2011. - №6. - С. 35-38
13 Шперлинг Е. Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства // Дошкольное воспитание. - 2001. - №7. -С. 45
14 Крамер, Э. Арт терапия с детьми [Текст] : книга для психологов /Э. Крамер. - М: Генезис, 2014. – 320 с.