Александра Лодыгина
Индивидуальный план по самообразованию на тему «Диагностика эмоциональной сферы детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план по самообразованию на тему
Цель методической разработки: развитие эмоциональной устойчивости детей 4-5 лет средствами физической культуры.
Задачи:
1. Формирующие:
1.1. формирование эмоциональной устойчивости дошкольников средствами физической культуры;
1.2. формирование у детей двигательных умений и навыков;
1.3. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
Публикация «Индивидуальный план по самообразованию на тему „Диагностика эмоциональной сферы детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Диагностика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
2. Развивающие:
2.1. развитие физических качеств;
2.2. развитие музыкально-ритмических способностей;
2.3. развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
2.4. развитие умственной и физической работоспособности.
3. Воспитательные:
3.1. воспитание морально-волевых качеств;
3.2. содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию;
3.3. воспитание взаимопомощи;
3.4. воспитание самоорганизации;
3.5. воспитание потребности в ежедневных физических упражнений.
В каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Для ребенка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей, птиц столь же естественно и необходимо, как и дышать. Но вот занятия физической культурой: «Руки в стороны, руки вверх, присели – встали…» - с детства всем знакомый набор упражнений физической зарядки. И кажется, сложно придумать что-нибудь новое. Когда речь заходит о физическом воспитании дошкольников, мы все, следуя традициям, прежде всего представляем себе бег, прыжки, лазание и другие виды движений. Но оказывается, обучая детей спортивным играм, можно отличным образом решать различные задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, формировать такие нравственные качества как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе и по команде.
Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема учебно-познавательного материала, гармоническое развитие дошкольника без физического воспитания невозможно. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность, является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма.
Однако вопросы развития эмоциональной устойчивости дошкольников в процессе двигательной деятельности изучены недостаточно. В массовой практике физического воспитания развивающая педагогическая работа фактически подменяется «тренерской» при недостаточном внимании к вопросам развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе двигательной деятельности.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но мы будем рассматривать возраст от 4 до 5 лет.
Возраст от четырех до пяти лет — это период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
•Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
•Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
•Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
•Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша
•Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
•Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Эмоциональная устойчивость ребенка дошкольного возраста может быть рассмотрена как один из базовых компонентов психического здоровья и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительности.
Дети дошкольного возраста характеризуются разными уровнями проявления эмоциональной устойчивости. Критериями и показателями уровней выступает:
• Адекватность эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью (содержание эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающим людьми в привычной и эмоциогенной обстановке);
• Сила выраженности переживаемых эмоций (интенсивность эмоциональных проявлений, длительность эмоциональной реакции, эмоциональная лабильность);
• Стабильность особенностей эмоционального реагирования (эмоциональный фон, экспрессивность при эмоциональном реагировании, отсутствие эмоциональных отклонений).
Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными ситуациями. Нарушение привычной ситуации может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние агрессии или депрессии.
Физическая культура дошкольников, как и любая сфера культуры, предполагает работу с духовным миром ребенка - его знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентирами, его мироощущением применительно к телесной организации в сочетании с двигательной активностью.
Одним из показателей развития физической культуры дошкольника является характер его отношения к природе, другим людям, к самому себе, вся совокупность потребностей и способностей, которая способствует положительным изменениям в его физическом, психическом и личностном развитии.
Эмоциональное развитие дошкольника на занятиях физической культурой можно поддерживать и развивать, проводя занятие не в традиционной форме, а сделать занятие с каким-либо сюжетом, в игровой форме, с музыкальным сопровождением или сделать занятие двигательно-творческое. Все эти виды проведения занятий могут способствовать воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений, облегчают процесс запоминания, освоения упражнений, повышают эмоциональный фон занятия, способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Прогнозируемый результат: повышение интереса детей к занятиям по физической культуре; проведение исследований и мастер - классов, составление докладов; разработка методических рекомендаций по теме; обобщение опыта по исследуемой теме.
Реализация данной темы рассчитана на год.
Этап развития плана – на уровне МАДОУ (2015-2016 учебный год)
№ Содержание работы Время проведения
1 Провести анализ своих профессиональных затруднений. Сентябрь
2 Провести диагностику физического развития детей 4 - 5 лет.
2 Изучить средства обучения с учетом избранной темы. Октябрь
3 Изучение методической, теоретической, практической литературы по теме «Диагностика эмоциональной сферы детей 4 – 5 лет». Ноябрь
4 Посетить занятия по физической культуре в других ДОУ, занимающихся данной проблемой. Декабрь
5 Собрать банк данных по теме самообразования. Январь
6 Систематизировать накопленные материалы по выбранной теме. Февраль
7 Обновить средства обучения по теме: «Диагностика эмоциональной сферы детей 4 – 5 лет». Март
8 Разработать конспекты занятий, сценарии праздников, досугов с учетом изучаемой темы. Апрель
9 Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования. Май
10 Провести диагностику физического развития детей 4 - 5 лет.