Наталья Щербинина
Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к изучению речевых нарушений у детей дошкольного возраста :-Клинико-педагогический подход;психолого-педагогический подход. Клинико-педагогический подход учитывает совокупность лингвистических, психологических, клинических данных, позволяет формировать целостное видение проблемы, так как базируется на комплексном изучении речевых расстройств и учитывает этиологию, патогенез, клинику нарушений речи. Психолого-педагогический учитывает какие компоненты речи нарушены и в какой степени (фонетику,лексику и грамматику).В логопедическом заключении указывается характер нарушений речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации. Психолого-педагогическая классификация:
Публикация «Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста» размещена в разделах
-Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
-Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
-Общее недоразвитие речи.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) характеризуется как:
-Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов произношения фонем.
- Нарушением формирования фонетической стороны речи в комплексе (нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажении звуков; звукослоговой структуры слова; просодики)
-Нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие восприятия и произношения фонем.
К фонематическим процессам относится:
-Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
-Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Общее недоразвитие речи (ОНР)-это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой функциональной системы.
Выделяют три уровня речевого развития (Р. Е. Левина).Четвертый уровень речевого развития выделила Т. Б. Филичева.
Первый уровень речевого развития – ОНР I уровня
Характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.
Второй уровень речевого развития – ОНР II уровня
Речевые возможности детей возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, лепетных слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и искаженных в фонетической и грамматическом отношении речевых средств.
Третий уровень речевого развития – ОНР III уровня
Обиходная речь более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не обнаруживается, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.
Четвертый уровень речевого развития – ОНР IV уровня
Нерезко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, «застреванием» на второстепенных деталях, пропусках главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин.
Клинико-педагогическая классификация (раскрывает механизмы, виды и формы речевых расстройств). Психолого-педагогические критерии позволяют выделить 2 группы: нарушение устной и письменной речи (дисграфия и дислексия).
Логопедическая диагностика должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (ПП и КЛП, а логопедическое заключение строится с учетом пересечения этих двух классификаций.
При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).
Варианты пересечения двух классификаций:
-Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) :
а)Дислалия
б)дизартрия или стертая дизартрия
в)Нарушения голоса
г)Ринолалия
-Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)
а)Дизартрия или стертая дизартрия
б)Ринолалия
-Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III, IV уровней) :
а)Моторная алалия,
б)Сенсорная алалия,
в)Сенсомоторная алалия,
г)дизартрия или стертая дизартрия,
д)По типу ЗРР
е)Невыясненного патогенеза.
-Нарушения темпа и ритма речи :
а)Заикание
б)Тахилалия
в)Брадилалия
г)Спотыкание (полтерн).