Беликова Елена Борисовна
Диагностика особенностей восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.
Цель педагогической диагностики : изучить особенности художественного восприятия детьми классической музыки в единстве всех компонентов художественного восприятия музыки : эмоциональной отзывчивости на музыку; наличия интереса к слушанию музыки; музыкальной эрудиции.
Публикация «Диагностика особенностей восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Восприятие музыки (наблюдение за процессом слушания музыки)
эмоционально воспринимает музыку (радость, удовольствие, заинтересованность, равнодушие)
мимическое выражение эмоций (сосредоточен, улыбается, смеётся, сопереживает, фантазирует, хмурится, злится, вздыхает)
реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания)
Детям предлагается прослушать произведения П. Чайковского «Старинная французская песенка» и «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома.
Вопросы после прослушивания:
Какие чувства выражает музыка?
Какая музыка понравилась больше?
Кокой характер музыки каждого музыкального произведения?
Какой жанр в каждом музыкальном произведении? (песня, танец, марш)
Какие движения можно передать?
Критерии оценки:
Высокий уровень
Дети при прослушивании музыки ярко выражают эмоции, передавая характер музыки движениями, жестами. Ребёнок музыкально эрудирован, знает музыкальные средства выразительности, хорошо развито представление о жанрах классической музыки. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.
Средний уровень
Дети при прослушивании музыки сосредоточены, но остаются равнодушными, могут покачиваться в такт музыки. Ребёнок затрудняется дать оценку музыкальному произведению самостоятельно, а также объяснить, почему понравилось произведение. Но с помощью педагога может составить несколько предложений о прослушанной музыке.
В целом внешне ребёнок ярко откликается на музыку.
Низкий уровень
Дети при прослушивании музыки отвлекаются на другие виды деятельности. Дети чувствуют характер произведений, могут повторить за педагогом музыкальные фразы с затруднением.
Песенная деятельность (наблюдение)
дети поют песни по своему желанию;
сочиняют песни по собственному желанию;
проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства;
привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства;
(беседа к песенному исполнительству)
Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следующие вопросы.
1. У тебя есть любимые песни?
2. Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?
3. Какую песню ты бы подарил маме, если бы увидел, что она грустит?
4. Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие?
5. Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь: дома или в детском саду?
Беседа направлена на выявление отношения ребёнка к песенному исполнительству и привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребёнком.
Форма беседы, позволит ребёнку успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность музыкального руководителя, создаётся атмосфера доверия на музыкальных занятиях.
Певческие данные
Предлагается ребёнку исполнить ранее известное или разученное вокальное произведение.
Выполнение вокальных упражнений:
-звукообразование;
-чистота интонации;
-артикуляция;
-певческое дыхание;
-певучесть и плавность звука;
-диапазон;
-динамические возможности;
-техническая выносливость.
Высокий уровень
Устойчивая интонация, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса, динамические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т. к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении певческого диапазона выровнено.
Средний уровень
Интонация устойчивая, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля, певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено.
Низкий уровень
Интонация неустойчивая, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса, певческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения.
«Двигательная импровизация под музыку»
Музыкальный ряд : Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.
Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребёнком предмета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет соответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизированного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соответствующие предметы. После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущих. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.