Юлия Слоквенко
Диагностика образовательной области «Речевое развитие» в средней группе (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Звуковая культура речи
1. Подобрать звукоподражание к картинке.
Материал: картинки: девочка плачет, у мальчика болит зуб, паровоз гудит, водичка льется, змея шипит, жук жужжит.
Критерии оценки
1) Ребенок произносит все звуки – 3 балла;
2) произносит звуки с затруднением – 2 балла;
3)не произносит звуки – 1 балл.
2. Выявляется сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку или скороговорку быстро, медленно, громко, тихо.
Критерии оценки
1) Ребенок произносит текст отчетливо – 3 балла;
Публикация «Диагностика образовательной области „Речевое развитие“ в средней группе (4–5 лет)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
2)нечетко произносит фразу, недостаточно регулирует силу голоса – 2 балла;
3)имеет серьезные недостатки в произнесении текст – 1 балл.
2. Словарный запас ребенка
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Игра «Опиши предмет».
Материал: различные предметные картинки.
Содержание диагностического задания :
Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы.
Просит ответить на вопросы:
- Что это? (Шар.)
- Какой он? (Красный, большой, воздушный.)
- Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)
2. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:
чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/
куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/
тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/
огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/
яблоко – груша - апельсин - банан …/ фрукты/
Цель: понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал: картинки с изображением : посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов
Критерии оценки
Ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
Допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
Допускает 3 и более ошибок – 1 балл
3. Назови предметы, которые можно назвать этим словом: животные, игрушки, мебель
Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал: картинки с изображением : медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т. д., стол, стул, диван, шкаф.
Критерии оценки
Ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
Допускает 1-2 ошибки – 2 балла
Допускает 3 и более ошибок – 1 балл
3. Формирование грамматического строя речи
1. Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - …., у белки -, у медведя -, у волка - …
Цель: умение образовывать названия детенышей животных
Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.
Критерии оценки
Ребенок правильно называет и показывает картинки с животными – 3 балла
Допускает 1 - 2 ошибки – 2 балла
Допускает 3 и более ошибок –1 балл
2. Скажи правильно:
Яблоко. У Тани много ….
Дерево. В лесу много ….
Туфли. У Оли нет ….
Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественногочисла.
Материал: картинки с изображением названных предметов
Критерии оценки
Ребенок правильно называет – 3 балла
Допускает одну ошибку – 2 балла
Допускает 2 ошибки – 1 балл
3. Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки, игрушки: кусок сыра, холодильник, стол, кастрюля.
Критерии оценки
Ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
Допускает одну ошибку – 2 балла
Допускает 2 ошибки – 1 балл
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку, составлять описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
1. Опиши куклу. Расскажи какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
Критерии оценки
1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Ее зовут Катя. С Катей можно играть– 3 балла;
2) рассказывает по вопросам педагога– 2 балла;
3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение– 1 балл.
2. Ребенку предлагают составить рассказ на одну из предложены тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
Критерии оценки
1)Составляет рассказ самостоятельно– 3 балла;
2)рассказывает с помощью взрослого– 2 балла;
3)отвечает на вопросы односложно– 1 балл.
5. Ознакомление с художественной литературой
1. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.
Критерии оценки
1)Ребенок пересказывает самостоятельно– 3 балла;
2)пересказывает с помощью взрослого– 2 балла;
3)говорит отдельные слова– 1 балл.
Критерии оценки
Высокий – 26 – 33 балла;
Средний – 18 – 25 балла;
Низкий – 11 – 17 балла.