Ольга левкина
Диагностика физического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Диагностика физической подготовленности
детей дошкольного возраста
(4=7 лет)
Диагностика используется для оценки исходного уровня развития каждого ребёнка с тем, для того чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков. Одной из составных характеристик физического состояния организма является физическая подготовленность.
Публикация «Диагностика физического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» размещена в разделах
Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью форсированности двигательных навыков.
Высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей.
При приведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сенситивные периоды развития психофизических качеств :
• в 3-4 года – быстрота, выносливость, мышечная сила;
• в 4-5 года – быстрота, выносливость, гибкость;
• в 5-6 лет – скоростно-силовые качества и выносливость;
• в6- 7 лет – ловкость и выносливость.
Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь. Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.
В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на учетно-контрольных занятиях. Первое обследование – в начале учебного года (в сентябре, второе – в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимает старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.
Диагностика физического развития проводится в начале и конце года. В процессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости, группы здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития детей, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств (сила, выносливость)
Итоги подводятся в конце года. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется специалистами с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.
Высокий уровень – ребёнок правильно выполняет все элементы техники (синий цвет).
Средний уровень – ребёнок справляется с большой частью элементов техники (зеленый цвет).
Низкий уровень – ребёнок допускает значительные ошибки (красный цвет).
Обследование физической подготовленности осуществляется на учётно-контрольных занятиях. В вводную часть и разминку включают физические упражнения, которые наилучшим образом подготовят ребёнка к выполнению заданий.
Упражнения для детей 2 младшей группы.
Диагностика этой возрастной группы проводится в одно занятие. Учитывая усложняющийся характер упражнений, следует более тщательно подойти к организации подготовительной части. В неё необходимо включить упражнения в ходьбе на носках, пятках, в полу приседе, по веревочке.
Необходимо предусмотреть ряд прыжковых упражнений: спрыгивание со скамейки, прыжки из круга в круг, лежащих на доступном расстоянии. Желательно включить упражнения на лазание и бросание мячей, беговые упражнения, игры.
Упражнение № 1
Цель: определить координационные способности.
Ребёнок должен пройти по линии длиной 3 м, шириной 15 см. Тест считается выполненным, если ребенок, держа голову, проходит по этой линии, не касаясь ограничений.
Упражнение № 2
Цель: определить выносливость детей, умение бежать без остановки, частоту координационных способностей.
Дети должны медленно бежать, непрерывно в течение одной минуты. Упражнение выполняется вместе со взрослым, который бежит впереди и задаёт посильный для детей темп.
Упражнение № 3
Цель: определить силовые и координационные способности.
Дети должны лазать вверх-вниз по гимнастической стенке на высоту 1,5м.
Дети выполняют упражнение самостоятельно, но с подстраховкой. У основания стенки должны лежать маты.
Упражнение № 4
Цель: Определить точность движений.
Дети должны передать друг другу резиновый мяч диаметром 15-20 см. и поймать его. Расстояние между детьми 1,5 м. Тест считается выполненным, если из 3 раз ребенок 2 раза поймал мяч.
Упражнение № 5
Цель: Определить силу мышц ног, умение прыгать, отталкиваясь двумя ногами.
Ребенок должен подпрыгнуть и коснуться вытянутой рукой предмета, поднятого на высоту 15см от вытянутой руки. Тест считается выполненным, если из трёх попыток ребенок дважды достал предмет.
Упражнение № 6
Цель: определить координационные способности, волевые проявления.
Ребенок должен спрыгнуть с тумбы (скамейки) высотой 20 см в круг диаметром 80см. Тест считается выполненным, если ребенок, оттолкнувшись двумя ногами, приземляется на обе, не задев при этом границы круга.
Оценка результатов тестирования детей 2 младшей группы.
5 баллов – все элементы теста выполнены в полном соответствии с моделью, представленной в настоящей работе.
4 балла – при выполнении теста допущена одна ошибка, существенно не влияющая на конечный результат.
3 балла – тест выполнен с большим трудом, имеются значительные ошибки, отступления от указанной модели.
2 балла – тест практически не выполнен, однако ребенок делает попытки, где 1-2 элемента, не имеющих существенного значения, все же выполняются.
1 балл – ребенок не делает попыток выполнить тест, физически не в состоянии выполнить ни одного элемента теста.
Нормативными вариантами развития можно считать средние значение по каждому ребенку или обще групповому параметру развития :
Больше 3, 8 баллов - Сформирован
0т 2,3- 3,7 - Находится на стадии развития (указывающие на некоторые проблемы в развитии ребенка. Или указывают, что в организации педагогического процесса есть некоторые трудности.
Менее 2,2 баллов – Не сформирован (свидетельство о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, о необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру или в целом образовательной области)
Определения уровня сформированности быстроты
Бег на10,20, 30 м
Быстрота – способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Предварительная работа. На беговой дорожке (ширина – 3 м, длинна 30 м) отмечают линии старта и финиша. На расстоянии 3 м от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.
Методика обследования. Инструктор проводит несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног: для детей 4-5 лет – наклоны, приседания; для детей 6-7 лет – комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары» :
• «Рисуем головой». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой в разные стороны (по 4 раза).
• «Рисуем локтями». И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам.
1-2 – круговые движения локтями вперед;
3-4 – круговые движения локтями назад (по 4 раза).
• «Рисуем туловищем». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, круговые движения туловищем сначала в лево, потом в право (по три раза).
• «Рисуем коленом». И. п. – одна нога, согнутая в колене, поднята и отведена в сторону, руки на поясе.
1-3 – круговое движение коленом левой (правой) ноги;
4 – вернуться в исходное положение (по три раза).
• «Рисуем стопой». И. п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательное движение стопой в разные стороны (по 8 раз).
После разминки детям 4-5 лет инструктор предлагает добежать до игрушки, а детям 6-7 лет до яркой стойки как можно быстрее («Представьте, что вы самое быстрое животное»). Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественный и качественный показатели. Воспитатель вызывает на старт двух детей – двух мальчиков или двух девочек – (остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке). На старте дети принимают удобную им позу. Воспитатель подает команды: «Внимание» (поднимите флажок, «Марш» (опускает флажок). Во время бега дети подбадривают друг друга, называя по имени. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку.
время бега (сек).
Младший возраст
• Туловище прямое (или немного наклонено).
• Выраженный момент «полёта».
• Свободное движение рук.
• Соблюдение направления с опорой на ориентиры.
Средний возраст
• Небольшой наклон туловища, голова прямо.
• Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд-внутрь.
• Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40-50°).
Старший возраст
• Небольшой наклон туловища, голова прямо.
• Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд-внутрь.
• Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60-70°).
• Прямолинейность, ритмичность бега.
Определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств
Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного аппарата.
Прыжок в длину с места
Предварительная работа. В зале кладут мат и с боку мелом наносят разметку (через каждые 10 см на дистанции 2 м).
Методика обследования. С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Детям 4-5 лет предлагают попрыгать как зайчики (прыжки с продвижением в перед); дети 6-7 лет выполняют имитационное упражнение «Лыжник».«Надели одну лыжу, другую (стопы поставили параллельно на расстоянии 15 см, взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях, поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук вперед, назад, приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено, прыгают (полет, приземление: ноги на ширине плеч руки вперед).
После разминки инструктор предлагает детям 4-5лет встать около черты и перепрыгнуть через ручеёк на другой берег (мат); детям 6-7 лет – встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели, а также качественные показатели.
Каждый ребёнок делает 3 попытки.
длина прыжка (в см).
Младший возраст
• И. п. : чуть присев на слегка расставленных ногах.
• Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами.
• Полё т: ноги слегка согнуты положение рук свободное.
• Приземление: мягкое, на обе ноги.
Средний возраст
• И. п. :
• ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
• полуприседания с наклоном туловища;
• руки слегка отведены назад.
• Толчок:
• двумя ногами одновременно;
• мах руками вверх-вперёд.
• Полё т:
• руки вперёд-вверх;
• туловище и ноги выпрямлены.
• Приземление:
• одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко;
• положение рук свободное.
Старший возраст
• И. п. :
• ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
• полуприседание с наклоном туловища;
• руки слегка отведены назад.
• Толчок:
• двумя ногами одновременно;
• выпрямление ног;
• резкий мах руками вперёд-вверх.
• Полё т:
• руки вперёд-вверх;
• туловище согнуто, голова вперёд;
• полусогнутые ноги вперёд.
• Приземление:
• одновременно на обе ноги, вынесенные вперёд, с перекатом с пятки на всю ступню;
• колени полусогнуты, туловище слегка наклонено;
• руки движутся свободно вперёд – в стороны;
• сохранение равновесия при приземлении.
Метание мешочка с песком
Предварительная работа. На спортивной площадке мелом размечают дорожку (каждые 50 см на дистанции 2 м). Готовят 3 мешочка с песком весом 200 гр, мел.
Методика обследования. После разминки инструктор предлагает ребёнку из И. п. : стоя, одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой произвести 3 броска каждой рукой. Осуществляется замер после каждого броска и лучший результат заносят в протокол. В нем фиксируются лучший показатель.
Дальность броска (в м).
Младший возраст
• И. п. : стоя лицом в направлении броска ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
• Замах небольшой поворот вправо.
• Бросок: с силой.
Средний возраст
• И. п. :
• стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч;
• предмет в правой руке на уровне груди.
• Замах:
• поворот туловища вправо, сгибая правую ногу;
• одновременно правая рука идет вниз-назад;
• поворот в направлении броска, правая рука – вверх-вперёд.
• Бросок:
• резкое движение руки вдаль-вверх;
• сохранение заданного направления полета предмета.
Старший возраст
• И. п. :
• стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди, правая – на носок;
• правая рука с предметом на уровне груди.
• Замах:
• поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенеся на нее вес тела;
• разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз-в сторону;
• перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть – вверх.
• Бросок:
• продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить;
• хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль-вверх;
• сохранять заданное направление полета предмета.
•
Бросок набивного мяча из-за головы И. п- сидя
Предварительная работа. в зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата через 50см на расстоянии 5м. готовят набивные мячи 3шт 500гр для детей 4-5 лет, 1000гр – для детей 6-7 лет
Методика обследования.
Вводную часть для детей 4-5лет включают ходьбу на высоких четвереньках, для детей 6-7лет отжимание от пола (мальчики на прямых ногах, девочки- на согнутых коленях)
Ребенок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить до яркой стойки. Бросок выполняется из и. п ноги врозь, мяч отведен за голову.
Ребенок совершает три броска. Лучший результат фиксируется в протоколе
Определение уровня сформированности гибкости
Гибкость – морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Предварительная работа. Готовят гимнастическую скамейку сантиметровую ленту, флажок.
Методика обследования. С целью повышения подвижности в суставах в качестве разминки используют упражнения выполняемые, из разных исходных положений с большой амплитудой: коснуться пальцами пола при наклоне; коснуться пальцами стоп при наклоне из положения сидя; коснуться пальцами пятки при повороте стоя на коленях; прокатить мяч руками как можно дальше их положения, сидя ноги в стороны; поднять прямые руки как можно выше из положения лёжа на животе.
Затем инструктор предлагает ребёнку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребёнка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опущенных рук. Ребёнок делает 2 попытки.
Величина наклона (в см).
Определения уровня сформированности ловкости
Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Предварительная работа. На беговой дорожке выделяют 10-метровый отрезок: на старте – 2 мешочка с песком весом 200 г, на финише – стул.
Методика обследования. Инструктор дает задание – пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмотрены две попытки.
Время (в сек, затраченное на выполнение задания.
Упранение на определение силовой выносливости.
Выносливость – это способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Она определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Подъем туловища из положения лёжа за 30 сек (кол =во раз)
Цель: определить выносливость при подъеме.
Методика: Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним, садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.
Определения уровня сформированности общей выносливости
Предварительная работа. Готовят дорожку вокруг детского сада, отмеряют дистанцию для детей 4=7 лет – 300 м.
Методика обследования. Инструктор проводит с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе со взрослым «стайкой» бегут к линии финиша.
Упр. проводится без учета времени, упр. считаетсявыполненым если дети пробегут (проходят) дистанцию без остановки
Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В. И. Усачевым:
100(V1 – V2)
W = (V1+V2)
где W - прирост показателей темпов в %
V1 - исходный уровень
V2 - конечный уровень.
Например: Саша Д. прыгнул в длину с места вначале года на 42 см., а в конце – на 46см. подставляя эти значения формулу, получаем:
W= 100(46-42) = 9%
1/2(42+46)
Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.
Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста
Темпы прироста(%) Оценка За счет чего достигнут прирост
До 8 Неудовлетворительно За счет естественного роста
8-10 Удовлетворительно За счет естественного роста и естественной двигательной активности
10-15 Хорошо За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания
Свыше 15 Отлично За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений
Таким образом, представленные тесты и диагностические методики
позволяют:
1. Оценить различные стороны психомоторного развития детей;
2. Видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления;
3 Широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольныхучреждени