Виктория Коломоец
Диагностика для определения умственного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика для определения умственного развития старших дошкольников
1. «Скульптура»
Цель: Определение развития у ребенка наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического видов мышления.
Описание: Ребенку предлагается вылепить из пластилина любую скульптуру за 10 минут.
Оценка результатов:
0-1 — соответственно, если ребенок так и не смог придумать, что он будет лепить, за отведенное на задание время;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2-3 балла выставляется за простейшие формы (шарик, кубик, брусок и так далее);
4-5 баллов — простая поделка с маленьким количеством деталей;
6-7 баллов — необычная поделка, но без особенного задействования фантазии;
8-9 — скульптура оригинальна, с достаточным количеством фрагментов, но до конца не проработана;
10 баллов — все вышеуказанные условия соблюдены.
2. «Вопрошайка»
Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
Описание: Подбирается две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т. п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.
Предлагается поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов;
8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов;
4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов;
2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос;
0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.
3. «Пуговицы»
Цель: Развитие объема зрительной памяти, пространственного восприятия.
Описание: Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, не одна пуговица в наборе не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделенный на клетки. Начинающей игру выставляет на своем поле одну пуговицу.
Второй игрок должен посмотреть и запомнить, где лежит пуговица, и какая именно. Первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить расположение пуговицы. Далее второй игрок берет инициативу в свои руки и выставляет две пуговицы. И так далее.
Примечание. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем больший объем внимания и памяти необходим, тем сложнее становиться игра.
Оценка результатов:
0 баллов – ребенок не справился с заданием;
1 балл – ребенку потребовались подсказки;
2 балла – ребенок использовал малое количество клеток и пуговиц;
3 балла – ребенок использовал большое количество клеток и пуговиц.
4. Игра «Домики»
Цель: Развитие умения анализировать, быстро находить в заданном предметном поле нужный предмет по характерным признакам.
Описание: Для игры потребуются хорошо знакомые детям геометрические фигуры разного цвета и величины. Не одна фигура не повторяется дважды.
На полу в произвольном порядке раскладываются фигуры. Это «домики». По команде взрослого ребенку надо быстро найти заданный «домик» и «спрятаться» в нем. Взрослый дает следующие команды: «Найди синий домик»; «Найди желтый большой дом»; «Найди маленький красный круглый дом»; «Найди маленький синий квадратный домик»; «Найди не маленький, не красный дом»; «Найди не треугольный, не квадратный дом». Если ребенок не находит «домик» по заданным параметрам, ему грозит опасность, он попался.
Оценка результатов:
0-1 балл – ребенок не нашёл нужный дом;
2-3 балла – ребенок нашел дом, но перепутал цвет;
4-5 балла – ребенок справился с заданием.
5. «Дополни предложение»
Цель: Развитие быстроты мышления.
Описание: Взрослый говорит часть предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например: «Мама купила….» - «… книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
Оценка результатов:
0 баллов – ребенок не придумал слово;
1 балл – ребенок придумал слово, но не подходящее по смыслу;
2 балла – ребенок правильно подобрал слово.
6. «Найди заданный предмет на картинке»
Цель: Развитие объема, концентрации, устойчивости зрительного внимания.
Описание: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и найти предмет заданный взрослым.
Примечание. Чем больше предметов на картинке и чем они меньше, тем сложнее задание. Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, отыскивая заданные предметы, тем выше устойчивость его внимания, а чем быстрее он отыскивает нужные предметы на картинке, тем выше концентрация его внимания. Если ребенок не находит предметы, расположенные на периферии, значит, объем его внимания незначителен.
Оценка результатов:
0 баллов – ребенок не нашел предметы изображенные на картинке;
1 балл – ребенок нашел и назвал предметы, но не все;
2 балла – ребенок нашел и назвал все предметы на картинке.
7. «Что здесь лишнее?»
Цель: Исследование процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.
Описание: Предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы.
На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотрите на картинки и определите, какой предмет и почему является лишним. На решение задачи отводится 2,5 минуты.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, около 30 секунд, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 30 секунд до 1 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1 до 1,5 мин
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 1,5 до 2,0 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,0 мин до 2,5 мин.
0-1 балл — ребенок за 2,5 мин не справился с заданием.