Виктория Коломоец
Диагностика для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика для детей с нарушением зрения
1. «Коробка форм»
Автор: О. М. Дьяченко
Цель: оценка восприятия формы и пространственных отношений точности координационных движений.
Оборудование: ящик с прорезями и объемные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (овал, квадрат, многогранник.
Публикация «Диагностика для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
Ход: Взрослый выставляет перед ребенком коробку и раскладывает фигуры-вкладыши. Взрослый говорит ребенку: «Давай поиграем. Посмотри, какая у меня коробка (домик, слоник, а в ней окошечки для фигур. У каждой фигуры свое окошко. Если ты найдешь правильно окошко для фигуры, то она опустится в коробку.
В процессе работы взрослый фиксирует в протоколе: соответствие формы вкладыша прорезям коробки, учет пространственного положения вкладыша и способ выполнения действия (зрительное соотнесение, примеривание, пробы и ошибки).
Оценка результатов:
Высокий уровень: выполнение задания на основе зрительного соотнесения основания вкладыша с прорезью в ящике, с учетом пространственного положения вкладыша. 3 балла
Средний уровень: примеривание, прикладывание фигуры-вкладыша к подходяще прорези. Простые фигуры-вкладыши (с основанием круг, квадрат) зрительно соотносит с прорезями, а сложные (с основанием треугольник, многогранник) примеривает к разным, в том числе и не соответствующим нужным прорезям. Пространственное положение вкладыша не всегда учитывается (может вставлять боком в нужную прорезь). 2 балла
Низкий уровень: выполнение задания путем проб и ошибок (ребенок пытается протолкнуть вкладыш сначала в одну, потом в другую и т. д. прорези, или в одну прорезь пытается протолкнуть разные вкладыши). 1 балл
2. «Пирамидка»
Автор: О. М. Дьяченко
Цель: направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.
Оборудование: детская пирамидка (5 - 7 элементов)
Ход: Взрослый показывает образец пирамидки или башенки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная: «Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирается в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку, как было»
Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.
Оценка результатов:
Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительно соотнесения. 3 балла
Среднему уровню соответствует примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень. 2 балла
Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребёнку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов. 1 балл
3. «Разрезные картинки»
Автор: Белопольская Н. Л.
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей.
Оборудование: предметные картинки, разрезанные на несколько частей (2-6).
Ход: Проведение обследования: взрослый показывает ребё нку части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.
Оценка результатов:
1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.
3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.
4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.