Елена Исаева
Диагностический этап в работе логопеда. Общая схема при обследовании речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические занятия с детьми, имеющими те или иные нарушения речи, обязательно предваряются диагностическим этапом. На этапе диагностики с помощью многомерного обследования определяются состояние пассивной и активной речи ребенка и соответствие его речи возрастным нормам.
Публикация «Диагностический этап в работе логопеда, Общая схема при обследовании речевого развития детей» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При обследовании пассивной речи, т. е. способности ребенка понимать обращенную к нему речь, логопед устанавливает : понимает ли ребенок значение слов и словосочетаний (задания должны находиться в границах личного опыта и знаний ребенка, понимает ли ребенок грамматические конструкции и формы слов (изменяющиеся по числу, падежам, в зависимости от предлогов). Обследование активной речи ребенка может проводиться по трем уровням, каждый из которых в норме соотносится с определенным возрастом ребенка и характеризует этапность в развитии речи. В зависимости от речевых особенностей, которые демонстрирует ребенок, и его отличий (отставаний) от календарного возраста дается общее заключение о речевой патологии, о характере необходимой логопедической помощи и о перспективах построения коммуникации в части ясности речи, объема словарного запаса и ее грамматического оформления.
Для первого уровня в развитии речи определяются возможность речевого подражания, потенциальная способность ребенка к объединению двух слов в смысловое целое и построение двусоставного высказывания.
На втором уровне подлежат обследованию такие виды речевой деятельности : понимание речи; состав предложений, которые есть в речи ребенка, и их грамматический строй; возможность у ребенка грамматически правильно изменять слова; слоговая структура слова.
Третий уровень развития речи включает : понимание изменений в словах, которые вносятся с помощью суффиксов, префиксов и т. д. ; умение составлять достаточно длинные предложения и предложения различных типов; умение составлять рассказ по серии сюжетных картин; понимание и пересказ текста; словоизменения и использование предлогов; словообразование и подбор слов, противоположных по значению; представление о слоговой структуре сложных и многосоставных слов; уровень фонематического восприятия. Дополнительно на первом, втором и третьем уровнях исследуются состояние артикуляционного аппарата и способность к правильному звукопроизношению (Жукова, Мастюкова, Филичева, 2011)