Миронова Ольга
Диагностические методики для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностические методики для детей дошкольного возраста.
Диагностируемые параметры Рекомендуемые методики диагностические методы
Диагностика уровня развития ребенка при приеме в школу.
1. Исследование развития восприятия:
- методика «Разрезные картинки» (3-6 лет);
- методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет);
- методика Л. А. Венгера «Эталоны» (4-5,5 лет).
2. Исследование развития памяти:
Публикация «Диагностические методики для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- методика «10 предметов» - анализ объема непосредственной образной памяти (3-5 лет);
- тест «10 слов» - диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет);
- тест «Пиктограмма» - для исследования опосредованной памяти (5-10 лет).
3. Исследование развития мышления:
- тест «Нахождение недостающих деталей» (модификация теста Векслера) - исследование уровня развития образного мышления (4-7 лет);
- тест «Перцептивное моделирование» (Л. А. Венгер) –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет);
- тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10 лет);
- тест «Самое непохожее» (Л. А. Венгер) – познавательное развитие (4-5 лет);
- тест «Невербальная классификация» - словесно-логическое мышление (5-7 лет);
- тест «Последовательные картинки» (Бине) – словесно-логическое мышление (5-10 лет);
- тест «Исключение четвертого» - словесно-логическое мышление (5-10 лет);
- вербальные тесты «Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» - исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет).
4. Исследование креативности:
- тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет);
- тест «Назови картинку» - исследование вербальной креативности (4-6 лет).
Исследование уровня готовности к школе - тест «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер) – диагностика внутренней позиции школьника;
- тест «Корректурная проба» - исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа деятельности;
- «Тест Бендер» - исследование зрительно-моторной координации;
- «Тест Керна-Йирасека» - зрительно-моторная координация;
- любые методики, описанные в первом разделе (диагностика и уровень развития при приеме в школу) для диагностики интеллектуальной готовности («Пиктограмма», «Самое непохожее», «Последовательные картинки»
Исследование межличностных отношений - метод «Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет);
- тест «Два домика» - исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет);
- тест «Рисунок семьи».
Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности - тест «Оцени себя» - исследование самооценки детей (7-10 лет);
- тест «Несуществующее животное» - исследование личностных качеств (с 4,5 лет);
- «Тест Розенцвейга» - исследование личности и общения с окружающими;
- «Детский апперцептивный тест» - комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет).
Исследование эмоциональной сферы - графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т. д. (с 4 лет);
- тест «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой) – диагностика страхов (с 4 лет);
- тест тревожности (Р,Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (4-7 лет).
Исследование семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду)
- анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки;
- методика измерения родительских установок и реакций (PARY).
Психологическая готовность к школе.
Компоненты психологической готовности Содержательная характеристика
Интеллектуальная готовность Наличие широкого кругозора и запаса знании.
Сформированность начальных умений учебной деятельности.
Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
Логическое запоминание.
Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
Развитие фонематического слуха
Личностная готовность Принятие новой социальной позиции.
Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
Развитие познавательных критериев, любознательности.
Развитие желания ходить в школу.
Произвольное управление своим поведением.
Объективность самооценки.
Потеря «детскости», непосредственности
Социально-психологическая готовность Гибкое владение способами установления взаимоотношений.
Развитие потребности в общении.
Умение подчиняться правилам и нормам.
Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
Эмоциональная устойчивость.
Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.
Умение ограничивать эмоциональные порывы.
Умение систематически выполнять задания.