Светлана Волобуева
Опыт работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Волобуева С. А. и Волобуева К. В., воспитатели МБДОУ д/с № 24 «Солнышко», работаем с детьми разновозрастной группы: «Буратино» от 4 до 7 лет и хотим представить вам свой опыт работы по теме : «Детское экспериментирование – как средство развития познавательной активности дошкольников
1. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
2. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» Н. Н. Поддьяков
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
3. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёкихпредметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
4. В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования мы находим новые подходы, идеи, методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовало и возрасту и наиболее эффективно бы решали педагогические задачи.
5. В нашем детском саду одна из годовых задач на 2019 -2020 учебный год была направлена на развитие познавательной активности у детей. Так как, проведя мониторинг, был выявлен низкий показатель по познавательной активности у детей. В связи с этим, мы решили попробовать исправить эту проблему и поставили ее на первое место.
6. Одним из методов, способствующих решению данной проблемы, которую мы изучали и применяем в своей работе, является интересная форма работы с детьми – детское экспериментирование.
Нам хочется видеть детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельно. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
7. Приступая к работе с детьми в этом направлении, мы поставили перед собой следующую цель:
- практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Из ходя из цели, поставили задачи.
Задачи:
- сформировать у детей представления об окружающей среде;
- развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);
- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.
8. Наша работа строилась поэтапно.
9. На 1-м этапе – изучили литературу по теме, сделали обзор в интернете по теме, познакомились с книгами А. И. Шапиро «Первая научная лаборатория» и Н. В. Микляевой «Экспериментариум и научная лаборатория в детском саду.»
10. На 2 -м этапе - изучали личностные качества детей, их индивидуальные возможности.
11. На 3-м этапе- организовали предметно – развивающую среду - это создание уголка для экспериментирования.
12. На 4 этапе разработали план работы с детьми - изготовила дидактический материал : карточки-схемы, модели, серии опытов, также разработала проекты, конспекты занятий с элементами экспериментирования.
13. 5-й этап- основной, это вся наша работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
А для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью использовали диагностики, уже существующие в дошкольной педагогике.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы оборудовали и оснастили уголок экспериментирования.
В уголке экспериментирования у нас есть стол, вода-песок, приборы- увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.
Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература.
Реализацию поставленных перед собой задач мы осуществляем в трех основных формах:
-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
-познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты
Познавательные занятия с элементами экспериментирования проводим, раз в неделю по 25-30 минут, но если у детей интерес к работе велик, то мы продолжаем сверх запланированного времени.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которые мы активно используем — это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Для положительной мотивации дошкольников используем различные стимулы: Новизна, необычность объекта Тайна, сюрприз. Мотив помощи. Познавательный мотив (почему так) Ситуация выбора.
14. Опыты подбираем простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.
В организации и проведении опытов
выделяем несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
15. Были проведены такие занятий как «Мыло-фокусник», «Удивительный магнит», «Чудо-соль», «Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», и многие другие. После экспериментов не упускаем воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почисть и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
16. На прогулках проводим случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют, когда дети увидели что-то интересно в природе.
Стараемся не отвечать на детские вопросы, а предлагаем самому понаблюдать и найти ответ.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений. Подводя итог, хочется сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования