Татьяна Шитикова
Детское конструирование как средство развития творческого потенциала дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки творческих способностей
и дарований детей – на кончиках их
пальцев.
В. А. Сухомлинский
Конструируя, ребенок действует,
как зодчий, возводящий здание
собственного интеллекта.
Ж. Пиаже
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Публикация «Детское конструирование как средство развития творческого потенциала дошкольника» размещена в разделах
В ребенке от рождения заложены изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании.
Еще А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
В настоящее время особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах дошкольного воспитания и обучения эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio–построение. Термин «конструирование» позаимствован из латинского языка. Слово «construere» означает не что иное, как расположение разнообразных предметов и отдельных частей в строго определенном порядке.
Под детским конструированием подразумевается целенаправленный процесс создания ребенком различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.
Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели из строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.
Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленный на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность.
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется :
• умственное развитие,
• нравственное воспитание,
• эстетическое воспитание,
• трудовое воспитание детей.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
• речь детей обогащается новыми терминами понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;
• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький);
• в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе).
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
• работать дружно, не мешая друг другу.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный, может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребенком, и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый, взрослый.
В сентябре 2017 года с детьми 2 младшей группы была проведена диагностика по развитию уровня конструктивных способностей. Диагностику прошли 22 дошкольника. Детям были предложены следующие задания:
1. Знание основных строительных деталей.
2. Знание цвета.
3. Умение проводить простейший анализ построек.
4. Конструктивные умения.
5. Сооружение простых построек по замыслу.
6. Обыгрывание построек.
7. Бережное отношение к деталям.
Каждый раздел включал свои критерии.
Низкий уровень (1 балл)
Средний уровень (2 балла)
Уровень выше среднего (3 балла)
Высокий уровень (4 балла)
Результаты диагностики:
• Высокий уровень – 0 чел. (0%)
• Уровень выше среднего – 2 чел. (9%)
• Средний уровень – 9 чел. (41%)
• Низкий уровень – 11 чел. (50%)
Поэтому мною было принято решение организовать кружковую работу по формированию конструктивно-модельной деятельности у дошкольников.
Программа кружка по формированию конструктивно-модельной деятельности «Мы строители» составлена для работы с детьми 2 младшей группы детского сада. Образовательный процесс по этому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ.
Цель: развитие творческих способностей детей через конструирование из строительного материала.
Задачи:
• Способствовать развитию познавательной активности младших дошкольников средствами конструктивной деятельности.
• Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности.
• Создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования; условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.
• Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
• Обучить детей приемам конструирования по схемам, моделям.
Организация кружка предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд условий. Кружковую работу можно разделить на 3 этапа:
1 этап – подготовительный. Организация рабочего пространства, т. е. места за детьми жестко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т. д. Возможность ребенка выбора цели из нескольких, т. е. педагог «предлагает» или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам «открытый» временный конец занятия, позволяющий каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе.
2 этап – моделирование системы работы по данной теме. На этом этапе педагог ДОУ стремится достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.
3 этап – совершенствование творческого самовыражения. На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.
Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем все, делаем и проживаем вместе.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно – ориентированный поход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала.
Кружковая работа в дошкольной группе дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а чувствуя уважение к себе, как равным постепенно начинает раскрепощаться и начинает творить.
Реализация кружковой работы по конструктивно-модельной деятельности не возможна без создания предметно – развивающей среды.
Для технического конструирования, прежде всего, должно быть достаточное количество строительного материала, чтобы одновременно могли заниматься все дети или половина группы. Материала всегда должно быть больше, чем нужно для данной постройки, и по формам, и по количеству, чтобы приучать детей брать лишь необходимое количество.
В нашей группе созданы условия для развития конструктивно-модельной деятельностью. В группе имеются:
• крупный деревянный конструктор;
• напольный конструктор (мягкие модули);
• деревянный конструктор «Городок» (45 деталей);
• деревянный конструктор «Томик»;
• конструктор Лего (крупный и средний);
• мелкий конструктор с разными креплениями;
• плоскостные геометрические фигуры;
• логические блоки Дьенеша;
• цветные счетные палочки Кюизенера;
• счетные палочки;
• схемы построек;
• альбомы со схемами:
• игрушки-вкладыши;
• мягкий конструктор;
• игрушки для обыгрывания.
Все это расположено в доступных детям местах. Конструктор храниться в игровой комнате в ярких пластмассовых ящиках с крышками. Игрушки для обыгрывания в красочных контейнерах. Схемы, альбомы, блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера и счетные палочки – на игровых полках.
Работу кружка по формированию конструктивно-модельной деятельности мы начали с ознакомления со строительными деталями конструктора. Ребятам предлагалось рассмотреть строительные детали, обследовать их, и соотнести с графическим изображением. Первое занятие своего рода было экспериментирование. Дети воспринимают признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязания, зрения, практически осваивают величину, длину, ширину, объёмность предмета. Конструктивная деятельность даёт возможность получить отчётливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяжённости предмета, пространственного расположения частей конструкции.
На следующем занятии мы учились строить забор. Сначала мы рассматривали разные заборы на иллюстрациях, на прогулке, рисовали забор. Затем мы знакомились со схемой постройки, отбирали детали для конструкции и только потом учились строить забор.
В гости к детям на занятия приходят сказочные герои. Для колобка мы строили дорожки, для бабушки и ее животных – заборчики. Чтобы научиться строить ворота, нужно было справиться с проблемной ситуацией: в детский сад привезли продукты, а ворот нет, только один забор. И снова мы рассматривали иллюстрации с изображением разных ворот, изучали схему, отбирали необходимые строительные детали. На следующих занятиях дошкольники учились строить ворота по заданным условиям. Ребята осваивали представления об относительности величины ворот (ниже – выше, уже – шире). Учились замыкать пространство, придавая ему определенную форму. Продолжали учиться пользоваться графическими моделями при создании построек.
Далее мы учились строить мебель. Сначала мы рассматривали реальные стол и стулья, выделяли основные части, их расположение относительно друг друга, рассказывали о назначении частей предметов мебели. Затем учились анализировать конструктивный образец и графическую модель, отбирали строительные детали и строили столы и стулья. Поэтому же принципу ребята учились строить кровать и диван.
В гости к нам приходила кукла Арина. Она переехала в новую квартиру, и мы помогали ей строить мебель.
Когда у нас на участке детского сада появилась ледяная горка, мы с ребятами попробовали построить горку из конструктора. И опять мы рассматривали горки на участках детского сада, на иллюстрациях. Анализировали образец постройки и ее графическую модель, выделяли в ней основные функциональные части (лесенку, площадку, спуск, определяли их назначение. Строили горку в соответствии с поэтапной графической моделью.
В кружковой работе с ребятами я использую и плоскостной конструктор (геометрические фигуры, и блоки Дьенеша, и цветные палочки Кюизенера, и счетные палочки.
Мы рассматриваем с ребятами геометрические фигуры, закрепляем названия, цвета, размеры фигур, обводим их по контуру. А затем строим из них плоскостные постройки: елочки, танки, горки, домики различной величины.
Из блоков Дьенеша мы строили мебель, дома, машины. Но в игре с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера больше используется прием наложения. Детям необходимо подобрать элемент конструкции в соответствии с формой, цветом, размером.
Знания и умения детей, полученные на занятии, закрепляю в процессе игр и в индивидуальной работе с детьми. Предлагаю детям строительный материал, вовлекая их в игру. Играем в игры «Подбери детали», «Найди детали», «Волшебный мешочек», «Тень». В игре «Найди детали» детям нужно найти детали, у которых есть прямоугольные стороны (круглые, треугольные); найти детали, которые могут кататься. Использую в своей работе и задания с иллюстрациями. Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации, на которых изображены разные постройки, и назвать изображённые на них предметы.
Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
При взаимодействии с родителями использую такие формы работы как консультации, индивидуальные беседы, папки передвижки, фотовыставки. Были оформлены папки передвижки: «Что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?», «Что даёт ребёнку конструирование с использованием конструктора Лего?». В рамках семинара – практикума «Игрушки для детей» (подготовленный педагогом – психологом М. С. Попеску, провела мастер – класс для родителей по знакомству с блоками Дьенеша. В конце года планируем провести родительское собрание, где познакомим родителей с достигнутыми результатами детей.
Иногда в частных беседах у родителей возникает вопрос, а чем бы удивить ребенка на очередной праздник, какую купить игрушку. И мой совет – конструктор. Конструктор — это хороший повод для общения с ребёнком любого возраста. Ведь конструктор совсем не простая игрушка, чтобы получилась задуманная постройка из конструктора ребёнку, требуется приложить определённые усилия, а для создания сложной постройки необходимы сообразительность и определенные умения, ведь последовательному сбору деталей по схеме ребенка тоже надо научить. А заинтересованность, поддержка и помощь взрослого делает эту игрушку особенно привлекательной, а совместно созданное творение дорогим. Какой будет новая постройка и как с ней играть? Каждый раз она будет совершенно новой, интересной и познавательной. В сознании ребенка конструктор «оживёт» и из быстро надоевшей и непонятной кучи деталей станет одной из важнейших частей для воплощения в играх огромного мира детской фантазии.
Учебный год еще не закончился, а мы уже выстраиваем перспективы на будущее. Вот и я планирую продолжить работу по данному направлению с детьми и среднего и старшего дошкольного возраста. А какие задачи мне придется решить? К чему стремиться? Что могут дети данного возраста?
В среднем дошкольном возрасте постройки детей могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. В этом возрасте у детей возникает интерес к качеству своего труда: они начинают осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования, проявляют желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняются в конструировании. В середине года дети начинают конструировать из бумаги, а в конце года – из природного и бросового материалов.
В старшей группе конструирование характеризуется умением детей анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. В старшей группе дети на занятиях по конструированию из бумаги и других материалов могут изготавливать необходимые для игры предметы. Из природного материала – шишек, желудей, листьев, веток, ягод – дети учатся конструировать несложных по строению животных. Основными приемами, помогающими детям создавать изображения, являются наблюдения, рассматривание животных и птиц на прогулке, на иллюстрациях. При обучении конструированию предмета в старшем дошкольном возрасте не следует постоянно прибегать к показу способов конструирования – необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать, задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответит правильно. Такая методика способствует развитию детского творчества.
В подготовительной группе, дети уже, овладев достаточно широким кругом знаний, умений и навыков в создании разнообразных построек, способны конструировать более сложные сооружения, для которых необходимы различные конструкторы.
Дети продолжают конструировать не только из строительного материала, но и из бумаги и других материалов. Эти занятия имеют большое значение для подготовки к школе: в процессе конструирования развивается образное мышление, конструкторские способности.
Следует развивать у детей умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала, формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада малышей; украшения на елку.
Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т. п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
В заключение хотелось отметить, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д. А в конструктивно-модельной деятельности они могут проявляться, как ни в какой другой деятельности ребенка. Если их развивать и способствовать этому, то дети будут склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство детей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Будет развиваться творческое мышление, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих собщепринятыми).
4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. А решить эти задачи педагоги смогут только благодаря повседневной и кропотливой работе с детьми на занятиях и вне их.
Источники:
1. https://litterus.ru/index.php/using-joomla/extensions/components/content-component/article-categories/508-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81
2. https://doshkolnik.ru/konstruirovanie/15345-tema-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnosteiy-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html
3. https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-doshkolnikov-posredstvom-konstruirovaniya-1659201.html
4. https://revolution.allbest.ru/psychology/00542111_0.html
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/10/obobshchenie-opyta-raboty-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya
6. https://revolution.allbest.ru/psychology/00542111_0.html