Лаура Смагулова
Детско — взрослый проект «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-взрослый проект в старшей группе
«Этот загадочный космос»[/b]
Подготовили:
Смагулова Л. Ж.
Старовойт А. Б.
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 04.04.2019 по 12.04.2019 г.)
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Проблема
Публикация «Детско — взрослый проект „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Актуальность проекта
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Цель проекта
Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Задачи проекта
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта
Этап подготовительный:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение литературы по теме проекта.
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта;
Итоговый этап:
- презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
Планируемый результат со стороны детей:
сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д;
сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире
умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и т. д.
умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности;
овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Планируемый результат со стороны педагога:
активизировалась поисковая деятельность;
установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;
создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
Планируемый результат со стороны родителей:
повышение активного участия родителей в жизнедеятельности группы;
повышение педагогической культуры родителелей
План мероприятий по проекту
Дата Работа педагогов Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование развивающей
предметно –
пространственной среды
В течение проекта - создание развивающей предметно -пространственной среды;
- подбор информационных ресурсов, художественной литературы;
- атрибутов к сюжетно-ролевой игры
- Создание мини музея
- Выставка совместных работ детей и родителей на тему Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.
Подготовить презентацию «Земля в ладонях»…Космонавтике посвящается.
Подбор мультфильмов на тему космоса.
Подбор фонотеки.
Наблюдение за солнечным затмением.
Разработка конспектов ООД.
Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.
Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.
Подготовка спортивного развлечения.
Беседы:
«Голубая планета – Земля»
«Что такое космос»?
«Планеты Солнечной системы»
Ознакомление с окружающим миром
«Все мы – жители Земли»
«Увлекательное путешествие в космос»
«Одежда космонавтов»
«Вселенная – наш общий дом»
. ФЭМП «Полет к звездам»
Рисование» Полет в космос»
. Лепка «Космические фантазии – инопланетные существа»
Конструирование «Дома для инопланетян»
Аппликация «Полет на луну»
Просмотр презентации «Земля в ладонях». Космонавтике посвящается.
Рисование
«Космос»
«Весёлые инопланетяне»
«Космонавты»
«Ракета в полёте»
Выставка детских работ в группе «Этот удивительный космос».
Чтение рассказа В. Бородина «Звездолетчики»
Подвижные игры (приложение):
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Космическая эстафета»
«Невесомость»
«Космонавты»
«Солнце – чемпион»
Сюжетно-ролевые игры:
«Космонавты»
«Путешествие на Луну»
«Строители» сюжет «Строим космодром»
Дидактические игры (приложение):
«Восстанови порядок в солнечной системе»
«Найди лишнее»
«Подбери созвездие»
«Найди недостающую ракету»
«Добавь словечко»
«Куда летят ракеты»
Конструктивные игры:
• Складывание созвездий из мозаики.
• Из деревянного конструктора - «Космодром».
• Из лего - «Роботы».
• Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».
• Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке.
Чтение художественной литературы:
Я. К. Голованов «Дорога на космодром»
В. Кащенко «Созвездие драконов»
О. А. Скоролупова «Покорение космоса»
Н. Носов «Незнайка на луне»
Стихи о космосе, Ю. Гагарине
Загадки о космосе
Изготовление поделок, рисунков, коллажей на тему «Космические фантазии».
Составление рассказов с детьми «Полет в Космос», «Полет на Луну»
Слушание космической музыки.
• Музыкальные произведения группы Зодиак.
Старые советские песни:
«Мы в космос улетаем на работу»
• «Я-Земля!».
• «Знаете, каким он парнем был!».
• "На пыльных тропинках далёких планет. ".
• "Мы в космос улетаем на работу. ".
• "И на Марсе будут яблони цвести".
• Саундтреки: Тайм-ат - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной").
• Александр Зацепин «Тайна третьей планеты». Ксения Ларионова «Ключ на старт».
С. Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы") Земляне «Трава у дома».
Просмотр электронных презентаций:
«Планеты Солнечной системы».
«Животные в космосе».
«Освоение космоса»
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин».
«Первый полёт».
«Экскурсия по МКС».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.
Приглашение к участию.
Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.
Активное участие в подборе книг, иллюстраций,
энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе
Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:
• «Тайна красной планеты».
• «Загадочная планета».
«Незнайка на Луне».
Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)
• Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
• Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
Консультация для родителей «Рассказать детям о космосе».
• Конкурс совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос».
Создание фотогалереи «Хочу всё знать о космосе».
• Поиск вместе с родителями информации на тему: «Загадочный космос».
• Создание фотоальбома или другой презентации результатов поиска.
Папка-передвижка для родителей
«КОСМОС» - сборник идей для совместных игр и занятий с детьми дома
Помощь в изготовлении поделок Уголок изодеятельности:Альбомы с картинами космонавта А. Леонтьева, фотографиями космонавта А. Волкова, раскраски на тему КОСМОС, штриховки
Уголок строительных игр и конструирования: макет ракеты, ЛЕГО-конструктор «Орбитальная станция», схемы для конструирования, конструктор «Летающие тарелки», развертки летательных аппаратов «Звездные войны» для конструирования из бумаги;
Уголок познавательного развития: плакат «Солнечная система», книги о космосе, энциклопедии, аудиоэнциклопедия «Полеты в космос» папка-раздвижка о Ю. А. Гагарине - первом космонавте СССР «Знаете, каким он парнем был!», космические карты, макет «Солнечная система», схема созвездий, демонстрационный материал о первых космонавтах отряда 7 «Восход», второго поколения «Союз», тематические картинки, демонстрационный материал «Раз планета, два – комета», журнал об истории развития космоса, животных, побывавших в космосе, учебные презентации и ЦОР, картотека стихов, считалок, загадок, макеты, элемент среды, отслеживающий достижения воспитанников «Звездочки достижений», «Звездочка месяца». Спортивный уголок: фотографии с космонавтами, играющими в спортивные игры (футбол, теннис, волейбол, занимающихся различными видами спорта (плавание, бег, бокс, лыжи, ходьба, занятиями на снарядах; комплексы утренней зарядки, физкультминуток, дыхательной гимнастики, подвижные игры. Игровой уголок: атрибуты к сюжетно-ролевым играм - костюмы космонавтов, маски, шлемы, кислородные баллоны, настольно-печатные игры.
Итоговый этап
Выставка поделок, рисунков, коллажей «Космические фантазии»
Спортивный праздник «Мы космонавты».
Результаты проекта
В результате организованных мероприятий совместно с родителями мы создали условия для развития свободного общения с детьми. Так совместными усилиями была создана равивающая среда способствовавшая свободному общению с детьми и взрослыми. Воспитателями были определены и проведены наиболее эффективные интегрированные виды деятельности по теме «Космос», способствующих развитию свободного общения с детьми и взрослыми. В проекте были использованы разные интегрированные виды детской деятельности:
• Познавательно-трудовая деятельность
• Продуктивно-трудовая деятельность
• Коммуникативно-познавательная деятельность
• Литературно-коммуникативнаядеятельность
• Познавательно-игровая деятельность
• Коммуникативно-игровая деятельность
• Познавательно-двигательная деятельность
• Литературно-познавательная деятельность
• Музыкально-познавательная деятельность
На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, тесно общаться, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
• Кто летает в Космос?
• Кто первый полетел в космос?
• Как звали первого космонавта?
• На чем летают в космос?
• Зачем люди летают в Космос?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 10 детей (33,3%, на среднем уровне были знания у 18 детей (60%, совсем низкий уровень – у 2 детей (6,6%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 22 детей (73,3%), средний уровень - 8 детей(26,6%, низкий уровень: 0 детей (0%)
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Спортивное развлечение
«Мы космонавты».
Цель: создать весёлое настроение
Задачи:
• закреплять знания детей о космосе, о летчиках-космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии;
• закреплять двигательные умения, полученные на физкультурных занятиях;
• развивать у детей быстроту, ловкость, координацию движения.
• Формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.
• воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
• осуществлять преемственные связи с родителями
Ход развлечения:
в празднично украшенный зал под звуки «Марш космонавтов» (муз. А. Рыбникова) дети входят в зал и останавливаются полукругом.
Ведущий:
Ребята, вы знаете какой праздник будут отмечать в нашей стране 12 апреля?
(Ответы детей)
Ведущий:
Правильно, Международный день авиации и космонавтики. Именно 12 апреля в космос полетел первый человек нашей планеты. Кто он?
(ответы детей)
Ведущий:
Дети, вы уже знаете, что такое космос, что в космос летают на космическом корабле. Космос загадочный и необъятный. Чтобы полететь человеку в космос, нужно быть сильным, смелым, постоянно заниматься физическими упражнениями. А вы хотели бы побывать в космосе?
(ответы детей)
Ведущий: Для этого необходимо на земле хорошо потренироваться, как следует подготовиться к полету!
1 – й родитель:
Мы пришли на космодром.
Посмотрели мы кругом -
Видим белую ракету
Высотой с огромный дом.
2 – й родитель:
Вышел из нее пилот,
Посмотрел на звездолет
И сказал: «Привет, ребята!
Вот и смена нам растет!»
3 – й родитель:
Вы скорее подрастайте,
Тренируйтесь, закаляйтесь.
Космонавтов наш отряд
Будет вас увидеть рад!
Ведущий:
Начинаем подготовку.
Выходи на тренировку!
Дети становятся в рассыпную по всему залу вместе с родителями.
Музыкально-ритмическая композиция «Трава у дома» (муз. В. Мигули)
По окончанию выполнения движений композиции дети с родителями присаживаются на гимнастические скамейки.
Ведущий: Многие ребята мечтают о полете в космос, ведь там так много неразведанных тайн. Сегодня мы тоже полетим к далеким планетам в нашей игре. И так, игра начинается. Для этого нам нужно сформировать два экипажа космических кораблей «Восток» и «Восход» (дети делятся на две команды, капитаны команд – родители).
Ведущий: А что же это за профессия – космонавт?
1 – й ребенок:
Он пример для всех ребят,
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
2–й ребенок:
Космонавтом чтобы стать,
Надо многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
3 – й ребенок:
И профессии любой
Нужно знать секреты,
Ведь на высоте такой,
Не спросить совета.
4 – й ребенок.
Мы привет ему пошлем,
Пусть его согреет:
«На земле тебя мы ждем,
Прилетай скорее!»
Ведущий: Сегодня вы у нас юные космонавты. Предлагаю всем юным космонавтам пройти первый этап.
«Чтобы космонавтам стать, нужно много-много знать!»
Загадки.
1. Не огонь, а больно жжет
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце)
2. Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий,
То он ярко голубой. (Небо)
3. Ответ, дружок мой, крайне прост
Ищи его ты среди звезд,
Бывает долькою она
Бывает полною она. (Луна)
4. По ночному небу рассыпался горох -
Блестит и мерцает,
Все видят его, а собрать не могут. (Звезды)
5. Над бабушкиной избушкой
Весит хлеба краюшка,
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
6. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица
Знают все, и мал и стар,
Что она большущий шар. (Земля)
7. На небе происходит это -
Огромный хвост, сиянье света!
Ответьте, что это? (Комета)
8. Распустила алый хвост
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную… (Ракету)
9. Плывет в просторе, но не в море
Кораблем зовется, вокруг звезд вьется. (Космический корабль)
Жюри подводит итоги, кто больше дал правильных ответов.
Ведущий: Уважаемые команды, чтобы полететь в космос люди сначала строят ракету, затем механики оснащают ее оборудованием, запасами пищи и воды, так как современные космонавты находятся в космосе много дней и даже месяцев. Поэтому, следующее наше задание:
«Готовим ракету к полету»
Из числа участников команды выбираются строители, механики, космонавты, командир (родитель). Игра начинается со строительства ракеты. Необходимо разложить в ряд обручи по числу космонавтов – это отсеки ракеты, в конце приставить две гимнастические палки в виде конуса – нос ракеты. После завершения строительства ракеты к работе приступают механики. Они оснащают ракету оборудованием: берут по одному кубику и бегут к построенным ракетам, заполняя каждый отсек ракеты. Последними на старт выходят космонавты. Командир берет за руку первого космонавта и они вдвоем бегут к ракете, где космонавт садится в обруч – отсек, а командир возвращается за следующим космонавтом, и так до тех пор, пока все космонавты отряда не займут свои места в ракете. Последним занимает первый отсек командир, поднимает флажок: «Пуск!»
Дети садятся на скамейки.
Жюри подводит итоги (родители – 3 человека).
Ведущий: Вот мы и добрались в космос до планет солнечной системы. Дети, скажите, сколько планет движется вокруг солнца?
(ответы детей)
Ведущий: У каждой планеты свой путь, как он называется? (Орбита)
- Как называется самая большая планета? (Юпитер)
- Как называется самая маленькая планета? (Плутон)
- Которая по счету планета Земля? (Третья)
- Какая планета имеет кольца? (Сатурн)
Ведущий: Ребята, давайте вспомним очередность планет. А поможет нам в этом считалка.
Пальчиковая гимнастика «На луне жил звездочет.»
На луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – двас,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Ведущий:
А теперь наше следующие испытание.
Сейчас мы с вами поиграем,
Мячи в планеты превращаем:
Мяч – Юпитер, мяч – Луна,
Начинается игра.
Подвижная игра «Планеты, стройся!»
Напротив каждой команды лежит большой мяч – это Солнце. Вокруг солнца раскладываются, удаляясь друг от друга, кружки для игры в серсо. Дети стоят за линией старта, у каждого в руках мяч. По сигналу воспитателя дети по очереди бегут к «орбитам планет» и кладут мяч – планету на «орбиту». Затем возвращаются к линии старта, передают эстафету следующему. После завершения игры капитаны команд называют последовательность планет. Дети присаживаются на скамейки.
Ведущий:
Разрушаются кометы,
Метеоры и планеты,
Превращаются в обломки,
Пыль, мельчайшие осколки,
Чтоб космический корабль
Мог на землю приземлиться,
Надо с вами нам, ребята,
Хорошенько потрудиться.
В руки швабры и совки
Мы сейчас возьмем,
Мусор весь космический
Быстро уберем!
Аттракцион «Уберем космический мусор»
На полу физкультурного зала в произвольном порядке рассыпается космический мусор (комки смятой бумаги, пластиковые коробочки и т. д.) на линии старта ставится по одному детскому ведерку. В руки первому игроку дается веник и совок. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, мусор убери!» Игра начинается. Дети по очереди бегут, заметают на совок по одному предмету, возвращаются к линии старта, высыпают мусор в ведро и передают эстафету следующему игроку, последним мусор собирает родитель. Побеждает команда, собравшая больше мусора.
После проведения игры ведущий предлагает командам построиться.
Молодцы, команды
Очень все старались!
Все с большим стараньем
Спортом занимались!
И я твердо верю:
Если захотите,
Все вы, без сомненья,
В космос полетите!
Жюри объявляет итоги соревнований. Детям и вручаются медали «Юному космонавту», родителям «Опытному космонавту»
Под «Марш космонавтов» дети выходят из зала.
Используемая в работе с детьми литература и сайты:
1. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
2. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
3. Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
4. Дубкова С. И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.
5. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
6. Левитан Е, П. "Твоя Вселенная".
7. Левитан Е. П. "Звёздные сказки".
8. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
9. Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
10. Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
11. Порцевский К. А. “Моя первая книга о Космосе”.
12. «Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
13. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
14. Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".
15. http://mults.spb.ru/mults/?id=1375
16. http://mults.spb.ru/mults/?id=230