Валентина Сытник
Проект Этот загадочный космос
▼ Скачать + Заказать документы
1 этап
Целеполагание
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Ночное звездное небо не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Проведенный опрос детей показал, что знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики поверхностные. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему добывать новую, интересную информацию про космос? Считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. В основе данного проекта лежит интерес дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из разных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.
Публикация «Проект Этот загадочный космос» размещена в разделах
Цель проекта : формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми. Воспитывать чувство гордости за людей мужественной профессии космонавт, любовь к своей Родине
Задачи:
1. Определить уровень первоначальных знаний детей о космосе.
2. Разработать мероприятия по реализации проекта
3. Создать условия для развития познавательной деятельности.
4. Создать партнерские взаимоотношения с родителями
5. Определить эффективность проделанной работы.
Участники дети, родители, воспитатели группы,
Вид проекта : познавательно - творческий
Продолжительность проекта : средней продолжительности.
Предполагаемые результаты:
1. Повысится интерес и стремление изучать и знакомиться с тайнами Вселенной;
2. Повысится уровень речевого развития детей
3Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе осуществления проекта
4. Будет значительно обогащена ППРС по познавательному развитию.
5. Созданы партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников
2 этап - Подготовительный этап
Задачи:
1. Выявить уровень первоначальных знаний детей о космосе
2. Создать условия для реализации проекта
3. Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.
На этом же этапе работа проводилась по мотивации родителей и детей
В познавательный уголок поместили модель солнечной системы, После обнаружения в уголке пособия у детей возник неожиданный вопрос «А это, что? «Это планеты?» У детей непременно возник живой интерес и заинтересованность темой космоса.
Для решения поставленных задач составили план мероприятий по реализации проекта.
Провели диагностику направленную на определения знаний детей о космосе
(Приложение 1).
Было продиагностировано 13 человек
Результаты диагностики показали: низкий уровень: 10 ч- 70%
Средний уровень: 3 ч- 30%
Высокий уровень: 0 ч. -0%
Результаты диагностики показали, что знания детей о космосе были поверхностные, полученные в основном из мультиков, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, не знают, чем люди занимаются в космосе.
Таким образов выявилась проблема: Поверхностные знания детей о космосе, звездах, Солнечной системе и ее планетах. И желание детей больше узнать об этом
В рамках проекта было проведено родительское собрание, на котором воспитатель рассказывала о предстоящей работе, о планах и идеях. Обсудили с родителями действия по реализации проекта, рассказали о важности его реализации
Родителям была подготовлена консультация на темы-«Детям о космосе», рекомендации «Как познакомить детей с космосом», советы «Знакомим ребенка с космосом».
Провели анкетирование родителей на тему «Что вы знаете о космосе?»
(Приложение 2)
Реализация проекта началась с организации предметно развивающей среды. Активное участие приняли родители и дети в подборе литературы о космосе, фотографий, плакатов, иллюстраций, игрового материала. В познавательном уголке постепенно появлялись альбомы «Вселенная Галактики», «Солнечная система», «Покорители космоса», детские инциклопедии, «Астраномия для детей», плакаты «Солнечная система» «Созвездия».
Родители изготовили макет солнечной системы, макет «Космодром», макеты различных космических аппаратов и подвесную модель с изображением 8 планет. Изготовили ширму «Космическая станция» Дети совместно с родителями подготовили сообщения о планетах солнечной системы. Создали картотеку «Стихи, загадки на тему «Космос», пополнили атрибутами с ролевую игру «Мы, космонавты». В познавательном уголке удобно расположились интересные игры «Планеты солнечной системы», «Путь в космос», пазлы «Ракета», разрезные картинки на тему космос, глобус, телескоп. Такая развивающая среда способствует развитию познавательного интереса ребят.
3 этап - Основной. Реализация проекта
Цель: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Вся работа на этом этапе была разбита на несколько блоков: (приложение 3)
1. блок «Школа мудрого звездочёта»
2. блок «Читальный зал»
3. блок «Лаборатория космических опытов».
4. блок «Творческая космомастерская».
5. блок «Космическая игральдия»
Все блоки взаимосвязаны и включают в себя различные виды детской деятельности и формы организации.
Первый блок «Школа мудрого звездочёта»
Цель: расширять и углублять знания детей о космосе, солнечной системе о профессии космонавт
В данном блоке с детьми мы проводили беседы на тему: темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце -источник жизни на Земле».
Интересно прошла встреча с папой Артема он рассказал детям о разных видах космических летательных аппаратах.
Дети узнали о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца; о Солнце, как источник тепла и света на Земле. Узнали о различных небесных светилах, имя первого космонавта Земли, познакомились с профессией космонавт. с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное - раскрыли перед детьми значение космических полетов для человека. Познакомились со значение новых слов ; «космонавт», «спутник», «созвездие», «метеорит», «скафандр», «телескоп».
.
Второй блок «Читальный зал»
Цель: активизировать и обогатить словарный запас детей, расширить знания и представления о космосе, о планетах Солнечной системы, созвездиях. Сформировать представления о роли человека в изучении космического пространства. воспитание патриотических чувств к родной стране.
Для обогащения и закрепления полученных знаний проводились следующие формы работы: Чтение познавательных сказок А. Балтина «Звери в космосе», «Звездное чаепитие», Дж. Родари «Космический цыпленок», Н. Носов «Незнайка на Луне». рассказы о Гагарине Ю. М. Нагиева, стихотворения и загадки о космосе.
Выучили считалку «По порядку все планеты», стихотворение «Первый космонавт» В результате чтения художественной литературы, заучивания стихотворений у детей сформировались представления о космосе, космическом пространстве, воспитываются патриотические чувства к родной стране
Третий блок «Лаборатория космических опытов».
Цель: Формировать у детей элементарные представления о космосе, развивать и поддерживать познавательный интерес детей к космосу
Вместе с детьми мы создали «Космическую лабораторию».
Наша Космическая лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса, эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления, повышения интереса к исследовательской деятельности, В лаборатории дети заняты игровой, экспериментальной деятельностью, наблюдениями.
Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Дети становятся учеными и проводят опыты
Дети установили методом наглядного моделирования, как вращается Земля вокруг Солнца, как проходит смена дня и ночи, времен года и т. д.
Дети получили такое удовольствие от экспериментов, это было видно по их удивлённым лицам. Некоторые дети даже сами зарисовали опыты, а вечером эти рисунки они показали родителям.
Четвертый блок «Творческая космомастерская».
Цель: развивать творческие способности детей в процессе восприятия окружающего мира.
Полученные знания дети воплощали- в рисовании используя традиционную и нетрадиционную технику (рисование пальчиком, при помощи зубной щетки,)Дети лепили из пластилина «инопланетян», космонавтов, космические корабли и луноходы Способом оригами сделали ракеты, для настольной игры. «Звездный путь»
В самостоятельной деятельности детям предлагались раскраски на тему «Космос», ребята раскрашивая иллюстрации запоминали названия планет, космических аппаратов. При помощи трафаретов рисовали космические корабли, спутники, планеты, а затем вырезали и обыгрывали различные космические путешествия. Поделки, выполненные совместно с воспитанниками послужили атрибутами для сюжетно-ролевых и подвижных игр на космическую тематику.
Пятый блок «Космическая игральдия»
На закрепление детям были предложены дидактические игры : «Звездный путь», «Разрезные картинки», «Подбери одежду для космонавта», «Восстанови порядок в солнечной системе». «Куда летят ракеты». «Разложи планеты на орбитах», При помощи таких игр как «Ракетостроители», «Чья ракета быстрее долетит до солнца», «В космические дали», закрепляли счет, дни недели, ориентировку на листе. Дидактическая игра на развитие лексико-грамматической основы речи «Где космонавт?» Игра «Один – много» .на образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Игра»Космический словарь» Кто больше назовет слов, связанных с космосом. Дидактическая игра «Найди отличия" Любят дети играть и в подвижные игры :«Солнце – чемпион», «Солнышко и дождик». «Ждут нас быстрые ракеты» С помощью разнообразных игр на тему «Космос» у детей систематизировались знания о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике, расширился словарь (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т. д)
Результаты своих знаний дошкольники отражают в сюжетно-ролевой игре «Мы космонавты», которая стала одной из любимейших игр наших детей.
Космическая тема оказалась одной из самых популярных у наших детей. Дети очень любят «путешествовать в космос».
И видя, как дети играют, фантазируют, мы с родителями нашей группы решили помочь им – изготовили атрибуты для космических игр. А когда космических экспонатов стало много, решили создать мини - музей «Этот загадочный космос».
4 Этап – Презентация.
«Досуг викторина «Знатоки космоса». совместно с родителями.
Мини-музей «Этот загадочный космос» для детей старших групп и родителей.
5 Этап- Заключительный
Результаты диагностики развития связной речи показали:
низкий уровень развития 2ч.
средний уровень развития - 10ч.
высокий уровень развития - 1ч. -
Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:
Таким образом, в процессе реализации проекта «Этот загадочный космос» у ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о космосе.
Космическая тема оказалась одной из самых популярных у наших детей. Дети очень любят «летать в космос». Как только у них находится свободная минутка, они сразу бегут в уголок с изображением Солнечной системы и играя, начинают фантазировать.
Мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Работу по этой теме мы будем продолжать.
Приложение 1.
Диагностический материал.
Фамилия, имя ребенка Как называется планета на которой мы живем?
Какие планеты есть в солнечной системе?
Кто летает в космос?
Кто первый полетел в космос?
Как звали первого космонавта? Какой вид транспорта помогает нам оказаться в космосе?
Зачем люди летают в космос? Каких Российских космонавтов ты знаешь? Какие созвездия неба ты знаешь? Итог
Приложение 2
Анкетирование для родителей
«Что вы знаете о космосе?»
Уважаемые родители! Внимательно прочтите вопросы и ответьте на них.
Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании.
1. Ф. И. О. родителя___
2. Как называется самая большая звезда?___
3. Сколько планет в солнечной системе?___
4. Как называют нашу планету Земля?___
5. Какие вы знаете спутники планет?___
6. Как зовут первого космонавта?___
7. Как зовут первую женщину космонавта?___
8. Как называется последняя космическая станция?___
9. Какие книги о космосе у вас есть дома?___
Приложение 3
План реализации проекта
Блоки Содержание работы Работа с родителями
«Школа мудрого звездочёта»
Рассматривание иллюстраций и беседа о планете Земля.
Беседа «Солнечная система»
Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»»
Беседа «Жизнь космонавтов на космической станции»
Беседа ««Я космонавтом стать хочу»
Беседа «Звезды и созвездия»,
Рекомендации для родителей.
«Как познакомить дошкольников с космосом»
Изготовление макета «Путь полета ракеты»
Интересные встречи- рассказ папы
«Читальный зал» Чтение познавательных сказок А. Балтина «Звери в космосе», «Звездное чаепитие»,
Дж. Родари «Космический цыпленок»,
Н. Носов «Незнайка на Луне». рассказы о Гагарине Ю. М. Нагиева
Чтение П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп»
«Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли : Беседы, досуги,
Шорыгина Т. А»
И. Холи «Я тоже к звездам полечу»
Л. Талимонова «Сказки о созвездиях»
Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»
Выучить считалку А. Хайт «По порядку все планеты»
Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос»
Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.
«Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах.
Советы для родителей «Как рассказать детям о космосе».
«Лаборатория космических опытов». Опыт №1 «Солнечная система»
Опыт №2 «Солнце и Земля»
Опыт №3 «День и ночь»
Опыт №5 «Кто придумал лето?»
Опыт№6 «Почему летит ракета» :
Опыт №?«Почему Солнце маленькое» :
Это интересно.
Опыты для детей: создаем космос в домашних условиях
Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина).
«Творческая космомастерская».
Лепка «Ракета».
Лепка «Инопланетяне».
Рисование «Загадочный космос».
Рисование» Лунный пейзаж».
Рисование «Мы летим в космос»
Конкурс «Ловкий карандашик» - рисунки о космосе.
Создание книги рисунков «Этот загадочный космос».
Аппликация «Полет в космос»
Техника оригами «Ракета» Конкурс совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос».
«Космическая игральдия»
Д\ игра «Восстанови порядок в солнечной системе».
Игра «Найди лишнее».
Игра «Собери картинку».
Д\ игра «Собери космонавта в космос»
Д\ игра «Разложи планеты на орбитах»,
Д\игра «Ракетостроители»,
Д\ игра «Чья ракета быстрее долетит до солнца»,
Д\ игра «В космические дали»
Игра»Космический словарь»
Д \игра «Где космонавт?»
Игра «Один – много»
Конструктивные игры:
Складывание созвездий из мозаики.
Постройка из деревянного конструктора - «Космодром».
Из лего - «Роботы».
Из конструктора «Соты»- «Космический корабль».
Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке.
Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)
Сюжетно-ролевые игры «Мы космонавты»
«Уроки Звездочёта».
«Путешествие к неизвестной звезде».
Подвижные игры: «Солнце – чемпион», «Солнышко и дождик». «Ждут нас быстрые ракеты»
Сборник идей для совместных игр и занятий с детьми дома на тему «Космос»
Изготовление родителями
атрибутов для игр
(элементы костюмов)
Презентация
«Досуг – викторина «Знатоки космоса». совместно с родителями.
Мини-музей «Космос и мы» для детей старших групп и родителей.