Елена Еговкина
Детско-взрослый проект «Развиваемся вместе». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2»
Детско-взрослый проект
«Развиваемся вместе»
Авторы:
Зам. зав. по ВОР М. Г. Куликова
Педагог-психолог Е. В. Еговкина
Воспитатель Т. Н. Вохмянина
Ачинск, 2013г
Актуальность:
Публикация «Детско-взрослый проект „Развиваемся вместе“, Повышение психолого-педагогической компетентности родителей» размещена в разделах
По данным Министерства образования Российской Федерации, 75% воспитанников дошкольных учреждений имеют проблемы речевого развития. Из них 90% нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи психолога и логопеда, поскольку часто у детей с нарушениями речи наблюдаются проблемы в эмоционально-личностной сфере: тревожность, замкнутость, агрессивность и т. д.
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен эффективно включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Предлагаемый проект направлен на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: детского сада на семью и семьи на детский сад.
Постановка проблемы:
В нашем детском саду функционируют две группы кратковременного пребывания, в которых в общей сложности 35% детей имеют тяжелые нарушения речи. Специфические особенности режима работы таких групп (три раза в неделю по три часа) не позволяют педагогам выстроить ежедневное непрерывное взаимодействие с родителями воспитанников по закреплению полученных знаний и умений в детском саду, что существенно замедляет эффективность коррекционно-развивающей работы.
С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов по организации коррекционно-развивающей работы было проведено анкетирование. В целом родители и педагоги высоко оценили коррекционную деятельность дошкольной образовательной организации, однако педагоги ожидают большего участия родителей в работе с детьми, родители же считают, что воспитатель и специалисты делают для детей достаточно, но при этом признаются, что сами нуждаются в квалифицированной помощи учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога по вопросам профилактики и сглаживания нарушений в развитии ребенка.
Кроме того:
- 39% родителей признались, что испытывают неуверенность в себе и страхи в воспитании ребенка;
- 32% - не знают чем занять ребенка дома;
- 29% - жалуются, что ребенок не слушается их.
Проанализировав свою работу мы поняли, что разовое присутствие на индивидуальных и фронтальных занятиях, консультации, проводимые раз в квартал собрания показывают свою эффективность, но не дают необходимых знаний и умений для работы с ребенком по преодолению имеющихся трудностей в развитии.
Поэтому нами было принято решение создать систему мероприятий, в которых посредством практической деятельности с детьми и педагогами родители повышали свою психолого-педагогическую компетентность.
Идея проекта :
Не только обучить родителей коррекционным и развивающим приемам работы с детьми в ходе практических занятий, но и отследить правильность полученных знаний и умений, увидеть насколько эффективно была организована передача опыта от педагогов к родителям.
Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу в интерес семейный, сделать родителей своими союзниками, помочь современной семье в деле развития детей.
Цель проекта :
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей групп кратковременного пребывания в вопросах воспитания и развития детей через организацию совместных практических мероприятий.
Задачи:
- Разработать и апробировать содержание проекта по повышению психолого-педагогической компетентности родителей групп кратковременного пребывания;
- Обучить родителей методам и приемам профилактики и сглаживания речевых нарушений и сопутствующих им познавательных и эмоционально-психологических проблем;
- Организовать взаимодействие педагогов и родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
- Создать серии буклетов с примерами дидактических игр и упражнений для изготовления аналогичного игрового материала в домашних условиях; видеороликов для родителей с обучающими игровыми ситуациями;
- Содействовать укреплению связи с семьями воспитанников группы кратковременного пребывания через организацию совместных практических мероприятий.
Нормативно-правовое обеспечение для реализации проекта :
- Устав МБДОУ «Д/с №2»;
- Основная общеобразовательная программа детского сада;
- Положение о группах кратковременного пребывания, создаваемых на базе МБДОУ «Д/с №2»;
- Годовые планы работы педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;
- Положения, регламентирующие образовательную и коррекционно-развивающую деятельность ДОУ;
- Должностные инструкции;
- План работы с родителями.
Тип проекта : долгосрочный, информационно-практико-ориентированный, коллективный, при активном участии родителей воспитанников.
Участники проекта :
- Дети группы кратковременного пребывания;
- Родители;
- Воспитатель;
- Педагог-психолог;
- Учитель-логопед;
- Учитель-дефектолог.
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный и физкультурные залы;
- групповое помещение;
- оборудованные кабинеты специалистов;
- методический кабинет, оснащенный компьютерной, презентационной, копировальной техникой, дидактическими и развивающими пособиями.
Время и место проведения:
Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь 2012г – май 2013г).
Основное место проведение: МБДОУ «Д/с №2».
Итоговое мероприятие: «Акция альтернатив».
Ее название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются через часто применяемые формы работы с семьей предоставляется альтернатива, в ходе которой родители получают возможность применить на практике полученные знания и умения. В ходе трех дней (май) родители выступают в роли педагогов. Под наблюдением специалистов и воспитателя они проводят занятия, артикуляционную гимнастику, пальчиковые и дидактические игры, релаксационные упражнения, игры малой подвижности на сплочение группы и другие мероприятия проводимые педагогами ежедневно.
Ожидаемые результаты:
1. Разработанный и апробированный проект «Развиваемся вместе»;
2. Серия буклетов с примерами дидактических игр и упражнений для создания аналогичного игрового материала в домашних условиях; видеоролики созданные педагогами ДОУ для родителей с обучающими игровыми ситуациями;
3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей;
4. Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы педагогов детского сада.
5. Активное участие родителей в мероприятиях проекта.
Критерии эффективности:
- количество родителей при посещении мероприятий проекта (не менее 80%);
- увеличение устойчивости положительной динамики коррекционно-развивающей работы педагогов ДОУ (на 30%);
- результаты анкетирования родителей;
- количество созданных буклетов и видеороликов.
Теоретическая значимость определяется тем, что положительные результаты проекта «Развиваемся вместе» позволит изучить, дополнить и распространить опыт взаимодействия детского сада и семьи; установить эффективность создания подобных форм взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ.
Практическая значимость заключается в
том, что разработанный методический материал может быть полезен воспитателям и специалистам других детских садов. Каждый созданный буклет и видеоролик позволит разнообразить игровой материал ребенка в домашних условиях.
Организация деятельности участников проекта :
Проект состоит из четырех этапов.
1 этап – подготовительный (1-15 сентября)
Педагоги – проводят анкетирование родителей, составляют план работы с родителями, разрабатывают содержание деятельности каждого мероприятия, знакомят родителей с идеей проекта.
Родители – участвуют в анкетировании, знакомятся с идеей проекта.
2 этап – основной - (16 сентября – 30 апреля)
Педагоги – реализация содержания проекта, внесение корректив (при необходимости).
Родители и дети – активное участие в совместных мероприятиях (согласно плана, освоение новых знаний.
3 этап – заключительный (1-18 мая)
Педагоги – разработка сценария/плана проведения дней самоуправления, подготовка родителей к проведению мероприятий.
Родители – подготовка и проведение итоговых мероприятий.
Дети – активное участие в мероприятиях, поддержка родителей.
4 этап – аналитический (21- 31 мая)
Педагоги – проведение повторного анкетирования, обобщение результатов, анализ эффективности. Предоставление итогов проекта коллегам и родителям.
Родители – участие в анкетировании, знакомство с результатами проекта, обсуждение его эффективности.
Реализация проекта позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей, позволит укрепить взаимодействие детского сада и семьи.
Мы считаем данный проект универсальным, он не требует значительных материальных затрат и его легко адаптировать для реализации к условиям других детских садов города.