Мария Шолохова
«Система работы с родителями младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА: «СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ГРУПП ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
Цель семинара-практикума: практическое освоение современных направлений и технологий работы педагога с родителями.
Формы работы : тренинговые упражнения, элементы телесно-ориентированной терапии, диагностический практикум, мини-лекции, дискуссия, моделирование ситуаций, рефлексия, групповое обсуждение.
Публикация «„Система работы с родителями младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
План занятия:
Приветствие.
Основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Прощание.
Оборудование:
декоративная свеча в подсвечнике;
карточки с изображением участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги);
магнитофон, диск с записью инструментальной музыки;
памятки «Правила и приемы активного слушания»;
карточки для упражнения «Мудрый слушатель»;
карточки с домашним заданием;
анкеты «Обратная связь»; бумага для записей, ручки.
Организация пространства: до начала семинара, пока участники собираются, тихо играет спокойная музыка, позволяющая отвлечься от проблем, рассаживаются в произвольном порядке в круг.
Ориентировочное время проведения: 1-1,5 часа.
Ход занятия
I. Приветствие
Ведущий. Добрый день! Я рада встрече с вами. Сегодня мы продолжаем осваивать технологии эффективного взаимодействия с родителями наших воспитанников. Хотелось бы, чтобы то время, которое мы проведем вместе, оказалось для вас продуктивным, ну и конечно интересным. Древняя мудрость гласит: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь». Начнем мы нашу работу с упражнения «Огонек».
Упражнение «Огонек»
Цель упражнения: создание эмоционально-положительного настроя, снятие напряжения, развитие навыков рефлексии.
Процедура выполнения:
Ведущий передает «огонек добра» по кругу, и каждый участник говорит о своих чувствах и ожиданиях от сегодняшнего дня.
II. Основная часть
Ведущий. На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!». Согласитесь, картина безрадостная. И хочется сказать, что такое просто не возможно.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Мы будем учиться этому на протяжении всех наших встреч. А сейчас давайте подискутируем, что могут получить участники образовательного процесса от совместной работы.
Упражнение «Работа с родителями»
Цель: повысить мотивацию участников к работе в тренинге, подчеркнуть значение данной темы.
Содержание: ведущий делит участников на три подгруппы с помощью карточек. Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос : «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?». Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников. Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.
Обсуждение: совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в ДОУ.
Методические рекомендации: для наглядности и повышения уровня мотивации решения проблемы в процессе выполнения упражнения на большом листе ватмана или на блокноте (на доске) составляется схема, на которой зафиксированы результаты выполнения упражнения и которая висит в аудитории на протяжении всей работы тренинга.
Ведущий. Анализ опроса родителей нашего детского сада показал, что 70% родителей нуждаются в дополнительных знаниях, а значит в нашей работе с ними. Причем, выбирая предпочтительный источник получения знаний, педагогов детского сада выбирают 100 % родителей. Родители отмечают, что им хотелось бы узнавать о возрастных и психологических особенностях детей, о тонкостях образовательного процесса в ДОУ, получать профессиональную консультативную помощь в трудные моменты, больше взаимодействовать друг с другом, также было замечено, что «это очень приятно, когда тобой занимаются».
Справка:
Психолого-педагогическая компетентность предполагает наличие знаний, умений и опыта по вопросам воспитания детей.
Сущность психолого-педагогической компетентности родителей состоит из ряда основных компетенций :
информационной (наличие определенных знаний родителей);
мотивационной, (осознанное отношение к воспитанию ребенка);
операционально-деятельностной, (наличие практических умений);
а также умения осуществлять анализ собственной деятельности.
Мини-лекция «Направления работы с родителями» (См. Приложение 1)
Ведущий. Вы видите, насколько важно правильно выстроить взаимоотношения с родителями. Начинать эти отношения нужно с самого малого, но такого важного момента – умения понимать другого человека, а для этого надо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.
Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца»
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно, поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин)
(В кругу, сидя на стульях)
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи, идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
Анализ:
- Каким образом мы можем перевести отрицательное, с вашей точки зрения, качество в положительное?
- Что бы вы хотели изменить в своем рисунке? Может быть, вы хотите добавить что-то?
Ведущий. Я думаю, каждый сейчас что-то для себя открыл важное, имел возможность заглянуть в свой внутренний мир. А теперь я предлагаю немного отдохнуть и превратиться в одно большое горячее солнце. Встаньте в круг и повторяйте мои движения.
(Сопровождающий фон – аудиозапись инструментальной музыки)
Психогимнастика «Солнышко»
Цель: снятие напряжения, релаксация, сплочение коллектива.
Утром солнышко встает, (встать на носочки)
И поклон нам всем свой шлет. (поклониться)
Всех старается согреть, (обнять себя за плечи)
Приласкать и пожалеть. (поглаживать по плечам, по голове)
Всем дает оно добро! (руки – вперед)
Мы должны сберечь его! (руки – к сердцу)
Обнимитесь! Мы – лучи! (положить руки на плечи соседям)
Веселы и горячи! (наклонить голову к плечу соседа)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем землю согревать! (волнообразные движения руками вперед)
И улыбкой лучезарной
Настроение повышать! (улыбка)
Улыбнитесь поскорей, чтобы стало всем светлей!
Ведущий. Быстро наладить хороший контакт с родителями помогают коммуникативные техники.
Теоретическое выступление «Правила построения эффективного общения» (См. Приложение 2)
Ведущий. Ну вот, я думаю, вы немного расслабились, отдохнули и мы можем продолжить учиться эффективному общению с родителями. Сейчас я предлагаю вам попробовать на практике уже знакомую коммуникативную технику «активное слушание». В помощь Вам – памятка «Приемы активного слушания» (См. Приложение 3) и минута на ее изучение. Сразу скажу, не бойтесь ошибиться, потому что мы не ошибаемся – мы учимся!
Активное слушание или как его еще называют психологи «помогающее слушание» — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. Активно слушать – значит «возвращать» в беседе то, что вам поведал собеседник, при этом обозначая его чувство. Ответы с применением активного слушания показывают готовность сопричастности к переживаниям собеседника, и такое сочувствие производит на него совершенно особое впечатление.
Упражнение «Мудрый слушатель»
Цель: отработать техники активного слушания.
Содержание: упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку с каким-либо высказыванием, которое он громко читает своему соседу слева. Сосед слева отвечает ему, используя техники активного слушания. Если кто-то из участников затрудняется ответить, группа помогает ему. Образцы карточек даны в Приложении 4.
Обсуждение: обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений, которые они получили как в роли говорящего, так и в роли слушателя.
– Какие трудности возникли у вас при выполнении упражнения?
– Чем отличалось это от того, как вы обычно слушаете?
Продолжение мини-лекции (см. Приложение 5)
Упражнение «Желаю Вам.»
Цель упражнения: развитие умения доброжелательного и тактичного общения с родителями.
Процедура выполнения:
Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.
Анализ упражнения:
1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Умение вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о компетентности педагога в глазах родителей.
( Раздаются карточки с домашним заданием: Приложение 6).
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Анкетирование (см. Приложение 7)
Ведущий. Наша встреча подходит к концу. Я думаю, что каждому из вас хочется поделиться своими мыслями и чувствами. Сейчас мы передадим «огонек» по кругу, и каждый будет иметь возможность высказаться.
– Что нового узнали? Что чувствовали?
В своё время автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Я постаралась сегодня сделать вас «активными слушателями» и это вам поможет в формировании доверительных отношений с детьми и их родителями. А для того, чтобы вы и дальше использовали эти правила, я дарю вам памятки-буклеты. Мне было приятно работать с вами, спасибо за общение, за сотрудничество.
Литература:
Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» – М. : Сфера, 2005.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.
Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг" (педагоги, психологи, родители). — СПб. : Издательство «Речь», 2007.