Светлана Парыгина
Детский экологический проект «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский экологический проект:
«Лекарственные растения»[/h3]
Проект разработан:
Воспитателем детского сада № 244 ОАО «РЖД» Парыгиной С. А.
Введение:
Место проведения исследования: территория детского сада № 244 ст. Волочаевка 2
Сроки выполнения проекта: май-август
Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.
Публикация «Детский экологический проект „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
• закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах;
• умение различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду;
• познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений;
• активизировать словарь: перечная мята, тысячелистник, ромашка, подорожник и др. ;
• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
Методы исследования:
Исследовательские: опытная деятельность, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
Наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
Слушание музыки.
Актуальность: Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях растут лекарственных растений, мы с детьми решили, изучить их, какую они пользу приносят, а также сделать гербарий лекарственных растений.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Содержание проекта:
I этап. Организационный
1. Беседа «Лекарственные растения».
Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой (презентация).
2. Игра «Съедобное — Несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, сирень, одуванчик, черёмуха).
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
4. Чтение литературных произведений:
Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева, «Тропинка полевая» А. Онегова, «Кто в лесу живет и что в лесу растет» Ю. Дмитриева, «Загадки цветов» Н. Павловой, «Зеленые страницы» А. Плешакова и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
5. Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
«На участке ищем полезные растения», «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать, «Собираем и сушим лекарственные растения».
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
6. Консультация медсестры для родителей «Народная медицина».
II этап. Исследовательский
1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением — чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
3. Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп — листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы,листья
Мать — и — мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
4. Экскурсия на луг.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5. Занятия по ИЗО деятельности:
• «На лугу» — рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.
• «Одуванчик» — объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
• «Наш друг – подорожник» — рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
6. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие на примерах календулы и лука».
7. Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа», М. Протасов «Одуванчики».
III этап. Заключительный
1. Занятие «Лесная аптека на службе человека»
Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3. Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).
4. Создание «Гербария лекарственных растений»
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.
5. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)
6. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).
7. Подведение итогов реализации проекта.
Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта:
Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
Количество
детей Имеет представление о лекарственных растениях, умеет различать и называть их Знает простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека Знает названия и различает комнатные растения Охотно выполняет поручения по уходу за растениями, помогает при пересадке Проявляет чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту Стремится к самостоятельному разрешению поставленной проблемы
Начало года
25 24% 24% 30% 48% 10% 50% 35%
Конец года
25 88% 76% 87% 96% 80% 100% 85%
Вывод:
В ходе реализации проекта у детей постепенно воспитываются такие чувства как доброта и отзывчивость, формируется экологически грамотное поведение. В сравнительной таблице итогов мониторингового сразу видно, что цели, поставленные в начале проекта нами были достигнуты. Мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Собрали материал о лекарственных растениях нашего края. Родителями совместно с детьми был оформлен альбом гербария лекарственных растений. В группе дети с воспитателем создали книгу, иллюстрированную детскими рисунками.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Они научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Список использованной литературы
1. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
2. Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
3. Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
4. Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
6. Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
9. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
10. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О. А. Скорлупова Москва 2006
11. Прогулки в детском саду. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
12. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.