Наталья Дмитриевна Мовсумова
Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность: Дети по своей природе исследователи, с удивлением и радостью открывающие для себя окружающий мир. Поддержать ребенка в стремление к познанию, экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности- задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.
Публикация «Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Проблема: Растения растут вокруг нас, узнать какое значение они имеют для человека. Расширить представление детей о полезных свойствах растений.
Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о названии, внешнем виде и пользе лекарственных растений. Узнать, что означает слово «фитотерапия».
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Проект рассчитан на детей 5-7лет
Срок реализации проекта : долгосрочный – пять месяцев (с апреля по август)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта : Формирование представлений о мире растений, их ценности для здоровья человека. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы.
Задачи для воспитанников:
Расширить представления детей о многообразии лекарственных растений, их пользе, и применении.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
• Формировать у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы;
Формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в природе
Развивать связную речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки.
• Развивать любознательность, познавательный интерес к природе, интерес к исследовательской деятельности, эстетическое восприятие окружающего мир
• Развивать у детей воображение,, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Воспитывать у детей уважительное отношение к природе, бережное отношение к растениям
•
Задачи для педагогов
1. Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
2. Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта.
3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.
Задачи для родителей
1. Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей).
2. Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи.
3. Вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.
4. Привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме "лекарственные растения".
5. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
Формы и содержание работы с детьми:
1. Игровая деятельность.
2. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
3. Досуговая деятельность
4. Наблюдения.
5. Этические, ситуативные беседы, составление описательных загадок, сказок.
6. Рассматривание альбомов экологической тематики.
7. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе.
8. Изготовление поделок из природного материала.
9. Слушание и разучивание музыкальных произведений.
Формы и содержание работы с родителями:
1. Консультирование.
2. Выставка информационного материала экологической тематики.
3. Выставка детской художественной литературы экологической тематики.
4. Совместная деятельность.
5. Совместное творчество.
Этапы и сроки реализации проекта. Период выполнения: апрель 2016года –август 2016 года
1. этап Подготовительный
1. Подбор методической литературы по теме проекта.
2. Подбор наглядных пособий, дидактического материала.
3. Подбор художественной литературы для чтения.
4. Составление перспективного плана практической деятельности.
5. Создание презентаций по теме.
2. этап Практический
План мероприятий по реализации проекта.
Для детей : Сбор фотографий, картинок с изображением лекарственных растений, оформление выставки «Зелёная аптека», загадок, стихов,
сказок, рассказов о лекарственных растениях
Дидактические игры:
Дидактическая игра «Собери из частей целое»,
Дидактическая игра «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, внешним признакам, запаху.
Дидактическое упражнение «Душистые мешочки»
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху,
закреплять знания о лекарственных растениях.
Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части есть у растения.
Сюжетно -ролевая игра «Аптека».
Цель: Умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли
самостоятельно.
Словесные игры:
«Назови растение», «Опиши, я отгадаю».
Беседы:
1. Беседа «Что мы знаем о растениях»с презентацией.
Рассказ воспитателя детям о том, какую большую пользу приносят человеку
лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений,
познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.
Беседа «Что такое фитотерапия».
Цель : познакомит с понятием «фитотерапия». Расширить активный словарь по теме. Развивать речь.
4. Непосредственно - образовательная деятельность
«Путешествие в царство растений»
Цели: знакомство детей с некоторыми видами лекарственных растений
Смоленской области; с правилами сбора и хранения растений; умение
разумно использовать дары природы на благо людей.
Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание,
приготовление травяных лекарственных напитков.
Игра – Квест : «В поисках цветика - семицветика»
.2. Темы наблюдений на прогулке: «Подорожник», «Клевер», «Мать и мачеха», «Крапива», «Одуванчик» на территории детского сада. «Мята», «Душица» - на грядке, «Календула»- на клумбе.
Общие цели для исследовательской деятельности, в наблюдениях за растениями.
Цели: познакомить детей с растением, с его внешним видом, строением.
Исследовательская деятельность: рассмотреть листья, стебли, цветы, найти отличия от других растений. Познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы растению, для того чтобы оно росло. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Наблюдение за одуванчиками, растущими в тени и на солнечном месте.
Продуктивная деятельность
5. Художественно творческая деятельность
:«Одуванчик» объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков:
жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
«Календула», «Ромашка» - пластилинография.
Цель : учить детей предавать особенности растения в технике пластилинография.
«Ромашка» рисование красками.
Цель: учить детей передавать в рисунке цвет и форму соцветий растения.
«Клевер», «Подорожник"- рисование карандашами.
Раскрашивание: «Растения луга»; «Растения леса»
Развитие речи.
Беседа: «Растения вокруг нас», «Полезные растения», Фитотерапия»
Общение : ««Живая и неживая природа»; «Чем помочь природе».
Ситуация: «Ты увидел, как твой друг бросил фантик с конфеты на территории детского сада. Твои действия».
Чтение художественной литературы
К. Ушинский «Утренние лучи»;
И. Соколов «Рассказы о природе»;
В. Бианки «Расссказы о природе»;
Стихи поэтов, классиков о природе: «Времена года»;
М. Пришвин «Про птиц и зверей»;
А. С. Пушкин «Стихи детям»;
Н. Сладков «Лесные сказки»
Художественно-эстетическая деятельность
Прослушивание классического произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов».
Музыкальное развлечение : «Едем в лес за чудесами».
Физкультурно-оздоровительная деятельность
«Витаминный чай»
Трудовая деятельность
Совместный труд воспитателя с детьми по уходу за растениями в уголке природы;
Приведение в порядок огорода, растение мята (сбор,сушка)
Посадка цветочных растений на клумбах;(календула)
Полив растений.
Работа с родителями
Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, составление папки - передвижки
«Рецепты «зеленой аптеки»», помощь детям в подборе информации.
Выставка творческих работ «Зеленая аптека»
Фотоколлаж «Природа и мы»
Консультации для родителей:«Эколог с пеленок»«Воспитание у детей правильного отношения к природе».
3. Этап. Заключительный. Подведение итогов
Список литературы
1. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
2. Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
3. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
4. Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы.
Развитие речи». Москва 2002
5. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2000
6. Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу.
Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Отчет о проведение проекта «Лекарственные растения»
В ходе работы над проектом были достигнуты следующие результаты : обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического
воспитания путем применения научных методов и приемов.
Собрали материал о лекарственных растениях нашего края.
Родителями совместно с детьми была оформлена картотека по лекарственным растениям Вяземского района Смоленской области. В период работы над проектом у детей обогатился словарный запас по теме (дети знают стихи, загадки о растениях).
Могут рассказать, чем они полезны, и как используются, как правильно собирать растения и сушить.
У детей развился познавательный интерес к растениям, исследовательской деятельности, экспериментированию.
Развито уважительное отношение к природе, ее значимости для людей.
Расширились знания: если к началу проекта дети знали 2-4 лекарственных растения, то к окончанию проекта 11. Дети не только научились называть растения на картинках, но и находить их в природе.