Валентина Корнийчук
Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино»
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили воспитатели:
Корнийчук В. Н.
Зиннурова Л. И.
Мегион 2018г
Содержание
Введение
1. Актуальность
2. Паспорт проекта
3. Этапы реализации проекта
Публикация «Проект „Лекарственные растения“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
4. Распределение деятельности участников проекта по этапам
5. Перспективное планирование мероприятий проекта
6. Выполнение проекта
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
В дошкольном учреждении воспитание экологической культуры воспитанников является важной задачей воспитательной работы с детьми.
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.
Проектная деятельность обеспечивает взаимосвязь образовательных областей Познавательное развитие. Развитие речи. Художественно - эстетическое развитие. Социально- коммуникативное развитие. Физическое развитие. Взаимосвязь образовательных областей позволяет углубить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Приобретаемые знания в этих условиях, умения навыки, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в жизни.
1. Актуальность. На экранах телевизоров, плакатах в общественном транспорте и на улице мы видим большое количество рекламы различных медикаментов. Дети не представляют, что еще не так давно наши предки лечились исключительно в «лесной аптеке». Эти растения растут у нас под ногами, а ребята даже не представляют, что их можно использовать в медицине.
Идея проекта родилась после вопроса одного из ребят группы: «А для чего нам на участке мята? Мама ее у нас в огороде выполола, сказала, что это сорняк»
2. Паспорт проекта
Название проекта : "В мире лекарственных растений"
2. Руководители Зиннурова Лариса Ивановна, Корнийчук Валентина Николаевна воспитатели МБДОУ Детский сад №6 «Буратино"
3. Возраст — подготовительная к школе группа» Солнышко»
5. Цель проекта : Формирование у ребят представлений о лекарственных свойствах растений и о возможностях их применения с целью оздоровления человека.
Задачи: - Обогащать представления детей о растениях и их лекарственных свойствах; Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности и речь детей, навыки моделирования и экспериментирования.
-Формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Срок проекта : ноябрь- январь.
Образовательные области:
Участники проекта : Воспитатели дети и родители воспитанников.
Предполагаемый результат: Закрепление знаний и представлений детей о лекарственных растениях. Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о лекарственных растениях. Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой) Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Создание альбома «Лекарственные растения нашего края». «Бабушкины рецепты» Должны знать:
Должны уметь:
Дальнейшее развитие проекта :
Работа с родителями в рамках проекта : …. (Приложение 1)
Продукт проектной деятельности :
3. Этапы реализации проекта
I этап – Организационно - подготовительный.
1 .Подбор программно-методического обеспечения.
За основу была принята программа …. В дополнение к программе отобрана следующие технологии
2. Пополнение развивающей среды:
Особое внимание уделялось подбору материала для проекта «В мире лекарственных растений»… Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность пользоваться материалом не только в процессе специальной ООД, но и в самостоятельной деятельности:
- в группе организован уголок экологии с учетом возраста и психофизических возможностей данной группы;
- сформирована методическая подборка дидактических игр: Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Какая часть этого растения целебная?», «От какого растения часть». Лото «Лекарственные растения».
(Приложение 3)
- подобран материал для развития мелкой моторики рук;
- пополнена картотека игр направленные на развитии всех видов восприятия, внимания, памяти.
3. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
Оптимальной является диагностика усвоения детьми знаний и умений по образовательной области познавательного развития. Проводилась диагностика детей с целью определить исходный уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способностями в объеме образовательной программы по всем областям, .в индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов. По итогам диагностики стало возможным обобщить и осмыслить сильные и проблемные зоны детского коллектива в целом, а также более эффективно планировать педагогический процесс и прогнозировать желаемый результат. (Приложение 4).
4. Анкетирование родителей.
Собран банк данных об информированности и уровне педагогической компетенции родителей в сфере познаний лекарственных трав и объёма знаний развития ребенка, а также выявлен социальный запрос семей воспитанников. С целью сбора данной информации была разработана специальная анкета.
5. Составление перспективного плана мероприятий к проекту, обсуждение и корректировка перспективного плана
II этап – Основной:
Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
III этап – Заключительный
- Подведение итогов.
IV этап – Презентация проекта
- Презентация проекта.
4. Распределение деятельности участников проекта по этапам.
Этапы Воспитатели Дети Родители
1 этап
Подбор программно-методического обеспечения Подбор иллюстраций, картинок о лекарственных растений.
Изучение литературы по теме Рассматривание иллюстраций о лекарственных растений.
Подбор материала для предметно-практической деятельности.
Изготовление пособия: книга «Лекарственные растения глазами детей», «Бабушкин лечебник». Подбор дидактических игр «Узнай по запаху» Изготовление гербария из лекарственных трав
Пополнение развивающей среды Выставка рисунков «Лекарственные растения» Участие в анкетировании
Диагностика детей по образовательной области познание. Ознакомление с результатами диагностики детей
Родительское собрание.
Анкетирование. Вхождение в проблему
Составление перспективного плана мероприятий к проекту.
Обсуждение и корректировка плана мероприятий к проекту Рисование буклетов : «Берегите лекарственные растения нашего края» Беседа с детьми о пользе лекарственных растений.
2 этап
Формулирование проблемы.
Создание игровой ситуации. Вхождение ребенка в проблему, вживание в игровую ситуацию. Участие в акции «Берегите лекарственные растения нашего края» Рассматривание энциклопедий о лекарственных растениях. Просмотр видео- роликов о лекарственных растениях.
ООД по образовательной области познавательное развития. «Лекарственные растения» Консультации для родителей. Индивидуальная работа с детьми.
Участие в ООД. Выполнение предметно-практических действий в соответствии с задачами ООД.
Изготовление открыток из цветного пластилина «Лекарственное растения» Закрепление материала дома.
Изготовление книги «Бабушкин лечебник» Вместе с детьми.
Конкурс рисунков «Лекарственные растения»
3 этап Итоговая. КВН «Лекарственные растения»
Подготовка к презентации проекта.
Подготовка к КВН «Лекарственные растения».
Подготовка к презентации проекта.
Посещение итоговой ООД
4 этап Презентация проекта. Развлечения «У самовара, я и моя мама» Загадки - отгадки родителям о лекарственных растениях. Участие в презентации.
5. Перспективный план мероприятий к проекту «Лекарственные растения».
Этап Срок выполнения Форма проведения
1. Организационный Ноябрь
(1 – 3 неделя) Определение целей и задач проекта.
Подбор методической литературы, иллюстративного материала.
Обсуждение содержания проектной деятельности
Диагностика уровня развития знаний, представлений, анализ результатов
Составление перспективного плана мероприятий
Анкетирование
Родительское собрание
Обсуждение и корректировка плана мероприятий
Пополнение РППС в группе
2. основной
Ноябрь
(4 неделя)
Беседа «Лекарственные растения»
Чтение художественной литературы о лекарственных растений.
Оформление стенда для родителей «О пользе лекарственных растений для человека»
ООД «Лекарственные растения»
Консультация для родителей: «Лекарственные растения вместо таблеток»
Декабрь
(1 неделя) Д/И «Узнай по запаху»
ООД «Лесная аптека»
Декабрь
(2неделя) КВН «Лекарственные растения»
Д/И «Угадай по запаху
Январь
(3 неделя)
Беседа «Лекарственные растения»
Чтение рассказов о лекарственных растениях.
Конкурс рисунков для родителей и детей «Лекарственные растения»
Чтение сказки «Лекарственные растения»
Д/и «Собери ромашку»
Чтение произведений: о лекарственных растениях.
Творческое задание для родителей и детей изготовления гербария из лекарственных трав. ….
Январь
(3 неделя)
Изготовление буклетов «Лекарственные растения» для проведения акции. Заучивание считалок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях.
Выставка рисунков «Лекарственные растения»
Настольные игры: «Гербарий лекарственных растений». «Растения»
3. Заключительный Январь
(3 неделя) Подготовка к презентации проекта :
Выпуск стенгазеты для детей и их родителей «Лекарственные растения вместо таблеток»
Выставка работ, сделанная руками родителей и педагогов по теме: «Лекарственные растения»
Выпуск книг: «Лекарственные растения глазами детей» «Бабушкин лечебник»
4. Итоговый Январь
(4 неделя) Презентация проекта. Развлечение для детей и родителей «У самовара я и моя мама»
6. Выполнение проекта.
Первым шагом внедрения проекта «Лекарственные растения.» стало изучение специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение: …. Подобраны стихотворения, загадки, пословицы, скороговорки о лекарственных растениях. (Приложение 5). Разработаны конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с лекарственными растениями для реализации проекта. Для родительского уголка созданы папки – передвижки: «Лекарственные растения и их польза для человека» поместили информацию о проекте : проблема, цели, задачи. Подготовили консультации для родителей «Лекарственные растения вместо таблеток», памятки «Лечебные чаи». Для родительского собрания была выбрана тема «Знакомство с лекарственными растения». Во время проведения собрания была представлена выставка дидактических игровых пособий, настольные игры. В конце собрания вручены родителям памятки «Польза лекарственных растений». В индивидуальных беседах старались убедить в необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.
Отобрали формы и методы для работы с детьми: знакомство с литературными произведениями. Сочинение сказок, рассказов, стихов, пословиц, скороговорок, дидактические и подвижные игры. Наблюдения, исследования во время прогулки, развлечения, игры-инсценировки, лепка, рисование, беседы.
Второй шаг – создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды в группе. С этой целью изготовлены и размещены: дидактические, настольные игры. В свободное пользование предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски лекарственных растений. В книжном уголке размещены книги для просмотра и чтения, детские журналы о лекарственных растениях.
Реализация проекта началась с моделирования проблемной ситуации. Заранее подготовлено дидактическое пособие «Узнай по запаху». В гости к детям пришёл доктор детского сада Наталья Владимировна. Она приглашает детей в младшую группу, чтобы девочка Маша выпила таблетку от простуды, но она не любит пить таблетки? Наталья Владимировна попросила детей помочь ей. С помощью решения проблемных вопросов дети вступали в диалог, высказывали свою точку зрения, аргументировали её, задавали вопросы. Дети подготовительной группы предложили напоить девочку Машу вкусным лечебным чаям. Этот приём позволял формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливать к обучению в школе, стимулировать общение детей. В ходе реализации проекта закрепили знания о пользе лекарственных растениях.
По заданию героя дети вместе с родителями выполняли рисунки на тему «Лекарственные растения глазами детей» изготавливали гербарий лекарственных растений. Провели акцию «Лечебные растения нашего края».
Презентация проекта «Лекарственные растения» прошла в форме развлечения для детей и родителей «У самовара я и моя мама» Каждый ребёнок загадывал загадку о лекарственных растениях. Воспитанники проводили дегустацию для родителей лечебных чаёв. Дети наглядно продемонстрировали уровень развития знаний и представлений о лечебных свойствах лекарственных растений.
В реализации проекта использовались такие приёмы, как:
- задания разной степени сложности;
- использование моделей и схем, которые позволяют формировать умение анализировать информацию, переводить её в условные обозначения – «кодировать»;
- проблемные вопросы;
- постановка задач «открытого типа», предполагающих множество верных решений;
- самостоятельное выполнение практических действий;
- обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей.
- «правило волны» многократное возвращение к пройденному материалу ….
Для формирования и закрепления у детей знаний о лекарственных растениях в ООД включались дидактические игры и упражнения такие как: «Собери ромашку» «Узнай по запаху»
Так же эффективно использовался подручный дидактический материал просмотр видео роликов, наблюдения за растениями помогающий усвоить знания детей о лекарственных растениях.
Заключение
Проведенная работа подтверждает прогнозируемый результат: при целенаправленном и систематическом применении проектной деятельности у детей сформированы знания о лекарственных растениях; умения применять в быту. Данные итоговой диагностики, проведенной в январе месяце, подтверждают прогнозируемый результат: количественный уровень усвоения программы по ознакомлении детей с лекарственными травами по группе составил высокий уровень90%, средний уровень 10% детей с низким уровнем 0%.
Благодаря методу проекта стало возможным создать единое познавательно творческое пространство в детском саду и семье воспитанников. В ходе реализации проекта у детей возрос уровень познавательных интересов. Дети активно участвовали в проектной деятельности, с желанием выполняли задания : учили стихи, загадки, рисовали буклеты, лепили цветы, собирали и высушивали лекарственные травы. При встрече с родителями они с увлечением рассказывали о своих открытиях о пользе лекарственных растений.
Методы и приёмы, применяемые в ходе реализации проекта, способствовали формированию знаний, развитию у дошкольников познавательного интереса, стремление к самостоятельной практической деятельности.
Так как проект «Лекарственные растения» показал свою эффективность, в будущем планируется: дальнейшая его реализация в работе с воспитанниками последующих наборов; пополнение проекта новыми разработками, мини-проектами; обобщение полученного опыта в форме публикаций.
Список литературы.
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.
2. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника : Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
3. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство ГНОМ, 2010.
4. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.
5. Гончароа Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2008г