Наталья Петрова
Экологический проект «Растения нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Растения нашего края»
с детьми подготовительной к школе группе
Цель: формирование основ экологической культуры и обогащение представлений детей о растительном мире Самарской области.
Задачи:
-обобщить и систематизировать представления детей о флоре нашего региона, ее разнообразии и пользе;
-повысить интерес детей к изучению природы родного края, к составлению различных экологических коллекций;
Публикация «Экологический проект „Растения нашего края“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-расширить представления детей об охране природы, бережном и заботливом отношении к ней;
-способствовать формированию познавательного интереса, развитию аналитико-синтетической, исследовательской деятельности, комуникативных навыков;
-развивать эмоциональную сферу, творческие способности, опыт взаимодействия и сотрудничества детей.
Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Продолжительность: 4 месяца (август-сентябрь, май-июнь).
Планируемый результат:
-осознание детьми и взрослыми значимости изучения природы Самарской области;
-расширение представлений детей об экосистеме в целом;
-привитие детям трепетного и заботливого отношения к родной природе;
-развитие любознательности, наблюдательности; связной и диалогической речи; процессов мышления и восприятия;
-накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
I этап — Организационный
-подбор иллюстраций, картин, плакатов, слайдов;
-подготовка дидактических игр, игровых пособий, природных материалов, атрибутов к театрализованной деятельности;
-выбор познавательной и художественной литературы, материалов для бесед;
-наблюдения с детьми за объектами живой и неживой природы, опытническая и экспериментальная деятельность на участке детского сада и в групповой комнате;
-выбор саженца для посадки на участке;
-беседы с детьми «Значение природы в жизни каждого человека», «Мой родной город Сызрань»;
-обсуждение с детьми тем экологической направленности и совместный выбор объектов для последующего изучения;
-консультации для родителей «Разнообразие растительного мира Самарской области», «Юные краеведы».
Проблемно-тематический план проекта, разработанный совместно с детьми и родителями: «Какие бывают растения и где они растут?», «Как они распространяются?», «Почему нужно охранять природу?», «Зачем нужны экологические сказки?», «Где растут полевые цветы?», «Как правильно изготовить гербарий?».
II этап - Реализация проекта :
Воспитатель-дети
«РАСТЕНИЯ»
-заготовка листьев для гербария: сбор, мытье, сушка, складывание в конверты
-изучение интеллект-карт «Виды растений», «Что растет в лесу»
-мультимедийная презентация «Виды деревьев»
-беседа с показом слайдов «Лиственные и хвойные кустарники»
-игровые ситуации «Строение дерева», «Найди листок», «Сравнение дерева с кустарником»
-проблемная ситуация «Почему дерево не выросло?»
-изготовление экологических паспортов деревьев (фото, название, место произрастания, крона, листья, семена, плоды)
-игровые задания и упражнения по изучению формы листьев деревьев: «Выбери и зарисуй», «Раскрась и вырежи», «Сосчитай листья», «Найди лишний предмет»
-изготовление мини-гербариев из сухих зеленых листьев деревьев
-аппликации из сухих зеленых листьев «Птичка», «Кошка», «Рыбка», «Бабочка»
-игра-беседа «Что растет в моем саду»
-дидактическая игра «Вырастим сливу» (этапы развития растения)
-исследовательская деятельность «Сочная слива»
-составление рассказов «Расскажи о фрукте (овоще)» по предложенной мнемотаблице
-коллективная аппликация «Корзина с фруктами»
-игровая ситуация «Зеленый доктор»
-изготовление альбома «Лекарственные растения» с использованием иллюстраций, рассказов, сказок, загадок
-выставка поделок из природного материала «Родной край»
-дидактическая игра «Правила поведения в лесу»
-аппликации из осенних листьев «Ежик», «Букет», «Рябина», «Береза», «Листопад», «Щенята», «Цветок», «Бабочка», «Дорога»
-дидактическая игра «Дары леса» с использованием мнемотаблиц «Расскажи.»
-чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Р. Меттле «Большая книга о лесах и деревьях», А. Строева «Фруктовые и овощные сказки»
-коллективная работа «Клен» (печать листьями клена)
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ»
-«Театр на магнитной доске» по сюжету удмуртской народной «Сказки о волшебной березке»; игра-загадка «Золотая березка»; наблюдение за березой на участке
-«Театр на ложках» по сюжету «Сказки о клене» (Е. Акиловой); проблемная ситуация «Грустный клен»; наблюдение за «молодым» кленом, посаженным на участке
-«Театр картинок на фланелеграфе» по сюжету сказки «Одинокий дуб» (И. Ревю); игра-беседа «Беличья тайна»; рассматривание желудей и наблюдение за белками на территории детского сада
-«Театр картинок на ладошках» по сюжету сказки «Инжир и вяз» (Л. да Винчи); игра-предположение «Гордый инжир»; беседа с показом слайдов «Плодовые деревья»
-мультимедийная презентация по сюжету сказки-притчи «Волшебная рябинка» (А. Лопатиной); рисование по сюжету данной сказки; наблюдение за рябиной на участке
-чтение экологической сказки «Семечко» с показом иллюстраций; исследовательская деятельность «Яблочные семечки»; работа с интеллект-картами «Распространение семян растений», «Человек — садовод и огородник»
-«Театр на дисках и прищепках» по сюжету сказки «Спор деревьев» (С. Белых); игра-размышление «Кто прав?»; составление рассказов о лиственных и хвойных деревьях, с использованием мнемотаблицы «Описание дерева» (по выбору детей)
«ЦВЕТЫ»
-мультимедийная презентация «Садовые и полевые цветы Самарской области», беседа
-изучение интеллект-карты «Цветы»
-исследовательская деятельность «Рост и развитие цветковых растений»
-викторина «Цветочный калейдоскоп»
-наблюдение за цветущими растениями на территории детского сада, помощь воспитателю в уходе за нимии
-продуктивная деятельность «Цветочные паспорта»
-оригами «Тюльпан»
-изобразительная деятельность «Веселые цветы»
-игровые ситуации «Как семена покидают цветок», «Дружба цветов и насекомых»
-рисование на асфальте «Мой любимый цветок»
-дидактическая игра «Собери букет»
-пластилинография «Садовые цветы»
-игра-предположение «Что было бы, если бы я был садовым (полевым) цветком. ?»
-изобразительная деятельность «Букеты цветов»
-чтение художественной литературы: И. Гранкин «Сказки о цветах», Т. Шорыгина «Цветы. Какие они?»
Родители-дети
-сбор листьев, цветковых растений для гербария
-наблюдения за растениями во время прогулок
-раскраски по теме «Деревья в нашем городе», «Цветущие растения»
-рисование по теме «Мои любимые фрукты (овощи)»
-изучение детских энциклопедий, книг по теме «Зеленая аптека»
-изготовление поделок из фруктов, овощей, семян растений
-посадка саженца клена на участке детского сада
-сочинение с детьми экологических сказок
-подготовка детских презентаций о растениях
-ситуативные разговоры, беседы о растениях нашего края
-наблюдение за лиственными и хвойными деревьями, кустарниками, сравнение их
-просмотр мультипликационных фильмов о распространении семян растений
-составление рассказов о деревьях, цветах, овощах и фруктах по мнемосхемам «Расскажи-ка» (по выбору детей)
-изготовление поделок из различных материалов «Красивые цветы»
-отгадывание загадок о садовых и полевых цветах
-чтение художественной литературы: А. Богдарин «Знакомые цветы», М. Карем «Королевство цветов»
-изготовление гербариев различных растений
Дети (самостоятель-
ная деятельность)
-рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением различных видов растений
-составление рассказов о деревьях, с использованием картинок и листьев различных деревьев
-рисование мелками на асфальте «Береза» (коллективная работа, «Нарисуй правильно» (листья деревьев)
-изучение плакатов «Лиственные и хвойные деревья», «Развитие растения из семени»
-раскраски «Веселые фрукты»
-рассматривание фотоальбомов «Лекарственные растения рядом с нами», «Садовые цветы», «Полевые цветы»
-дидактическая игра «Полезные растения»
-игры-инсценировки, игры-импровизации по сюжетам экологических сказок
-отражение в изобразительной деятельности героев экологических сказок и сюжетов, связанных с ними
-игра-путешествие «Экскурсия в лес»
-изобразительная деятельность «Цветущий луг»
-словесная игра «Я садовником родился»
-дидактические игры «Найди такой же цветок», «Цветочное лото»
-изготовление простейших гербариев различных растений
III этап — Заключительный
Обобщая представления по теме экологического проекта : «Растения нашего края», дети, совместно с воспитателем, составляют и изготавливают альбомы «Лиственные деревья», «Плодовые деревья», в которых размещены летние гербарии, илллюстрации с изображением деревьев и рассказы о них, альбом «Экологические сказки», который состоит из текстов сказок, картинок к ним и осенних гербариев, а также альбом «Полевые цветы», который содержит рассказы о полевых цветах, иллюстрации и гербарий.