Алеся Чернышова
Мастер-класс «Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Основные задачи:
Публикация «Мастер-класс „Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Логопедические занятия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
• Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
• Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги);
• Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;
• Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имеется недостаточная сократительная активность.
Зачастую логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях логопед может использовать нетрадиционные методы, например самомассаж.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, на релаксации (аутогенные тренировки). Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи, при этом приемы самомассаж, могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 3 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.
Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Самомассаж органов дыхания так же как и артикуляционная гимнастика полезны перед началом занятий. Он доступен детям дошкольного возраста, особенно гигиенический, активизирующий нервные окончания, находящихся близко к коже и вибрационный - более глубокий. Начинать самомассаж полезно с гигиенического, а заканчивать вибрационным и упражнениями на дыхание.
Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Вибрационный самомассаж эффективно выполнять перед началом фронтальных занятий - дети быстро организуются, повышается эмоциональный настрой на занятие. В течение 2-4 минут происходит комплексный подход, позволяющий осуществлять развитие речевого дыхания, звучности голоса, мелкой моторики, мимических мышц. Дети всем телом чувствуют произносимый звук, вследствие чего происходит самоконтроль за выполнением упражнения.
Вибрационно-вокальные упражнения относятся к здоровосберегающим технологиям, так как повышают обменные процессы в клетках за счёт звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Вибрационный массаж — это еще и своего рода настройка голоса. Во время проведения вибрационного массажа включаются верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.
Вибрационный (постукивающий массаж) «Пчелиный улей»
Упражнение 1. Лёгкие постукивающие движения по голове со звуком м-м-м Повторить 4-6раз. (Мёду надо)
Упражнение 2. Постукивающие движения по носу и гайморовым пазухам со звуком н-н-н-н (
Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно вслух «тянуть» звук в-в-в-в.
Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки нижнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» звук з-з-з-з (голодные пчёлки).
Упражнение 5. Постукивать кулачками одной или обоими руками по верхней части грудной клетки и одновременно «тянуть» звук ж-ж-ж.
Упражнение 6. Наклон вперёд стучим по спине со звуком р-р-р-р.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.
Самомассаж вызывает умеренное расширение периферических кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную и другие системы организма.
Самомассаж лица (гигиенический).
Упражнение 1. «Рисуем дорожки» Движения пальцев от середины лба к вискам.
Упражнение 2. «Рисуем яблочки» Круговые движения плаьцев от середины лба к вискам.
Упражнение 3. «Пальцевой душ» Лёгкое постукивание или похлапывание кончиками пальцев по лбу.
Упражнение 4. «Нарисуем усы» Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
Упражнение 5. «Наденем очки» Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
Упражнение 6. «Испечём блинчики» Похлопать ладошками по щекам.
Дыхание-одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.
Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. В речевом дыхании выдох самое главное и активное звено процесса, оно значительно длиннее вдоха.
Физическая основа звучности голоса — правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса.
Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнерёберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физиологической и эмоциональной нагрузке. У таких детей отмечаются недостаточный объём выдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания- ка на вдохе, так и на выдохе.
Упражнения на дыхание
Упражнение 1. «Петушок». И. п. - встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» - /5-6 раз - на выдохе/.
Упражнение 2. «Курочки». И. п. – ноги вместе, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. 1- махи согнутыми руками в локтях (вдох, 2- на выдохе приозносим: «Куд-куд- куда»! Повторить 3-4 раза.
Упражнение 3. «Гуси». И. п. ноги на ширине плеч, руки отведены назад, шею вытянуть вдох носом, 2- на выдохе произносить: «Ш-ш-ш». Повторить 3-4 раза.
Упражнение 4. «Утки». Ноги на ширине плеч, руки отведены назад. 1- перевалиться с ноги на ногу, вдох носом, 2 – на выдохе произносить: «Кря-кря-кря». Повторить 3-4 раза.
Библиографический список:
1. Дьякова Е. А, Логопедический массаж/ — М. : Издат. центр «Академия», 2005 г.
2. Hестерюк Т. В, Дыхательная и звуковая гимнастика/ - М. : Книголюб, 2007.- 56 с.
3. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов /И. А. Поварова - СПб. :Союз, 2001
4. Гуськова А. А, Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет/А. А. Гуськова- М. : Творческий Центр Сфера, 2011.
5. Шафеева А. А, Логопедический массаж : метод. пособие / А. А. Шафеева. — М. : БЕТА-ФРЕЙМ, 2009. — 55 с.