Светлана Фомина
Детский исследовательский проект «Почему в варежках тепло?»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЛНЫШКО»
(МДОУ «Солнышко»)
ПРОЕКТ
«Почему в варежках тепло?»
Автор проекта : Федорова Арина Игоревна,
МДОУ «Солнышко»,средняя группа
Научный руководитель: Фомина Светлана
Борисовна, воспитатель
с Аксарка 2021г
1. Паспорт исследовательской работы
Публикация «Детский исследовательский проект „Почему в варежках тепло?“» размещена в разделах
- Варежки, перчатки. Игры и занятия
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Название проекта : «Почему в варежках тепло?»"
Автор исследовательской работы : воспитанник средней группы «Светлячки» (4-5 лет) : Федорова Арина Игоревна;
Научный руководитель: Фомина Светлана Борисовна, воспитатель
Тип проекта : Экспериментальный, исследовательский
Объект исследования : варежки
Цель проекта : узнать варежка греет руку или рука – варежку?
Задачи:
1. Формировать практические знания и умения : выявить общие сведения о варежках, их видах, особенностях.
2. Развивать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы на основе эксперимента.
3. Воспитывать интерес к экспериментам, исследованиям. Рассказать ребятам в группе о своем проекте.
Участники проекта : Арина, мама
Методы проекта : изучение и анализ литературы, наблюдение, эксперименты, наглядные приемы – презентация, словесные приемы – рассказ, объяснения, поисковые вопросы, педагогическая оценка.
Гипотеза исследования : Я предполагаю, что варежки греют руки.
Конечный результат: собранный материал и проведенные опыты предложить детям и педагогам других групп.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проектной работы :
- Почему варежки назвали варежками?
- Какие бывают варежки?
- Почему в варежках тепло?
2. Основная часть.
Гуляя на прогулке в детском саду мой друг Артем сказал,что у него замерзли руки в своих варежках, и он больше не хочет гулять, а я могу гулять долго, и руки мои не мерзнут. Это меня очень огорчило, ведь мы с ним очень любим играть вместе на нашей площадке. И я задумалась, почему в одних варежках рукам тепло, а в других руки замерзают? С этим вопросом я подошла к нашей воспитательнице. Светлана Борисовна сказала мне, что значит, варежки Артема плохо сохраняют тепло, а мои варежки из меха хорошо сохраняют тепло. Но почему они сохраняют тепло? Что же происходит на самом деле – варежка греет руку или рука – варежку?
Мы выдвинули гипотезу, что варежка греет руку.
Представленный материал предполагает практический интерес, а доступность предмета исследования обеспечивает его дальнейшее использование в условиях ДОУ. При реализации проекта применялись разнообразные методы и приемы, к ним относятся: наблюдение, поиск в интернет ресурсах, эксперимент практическая часть. Методы и приемы, используемые в работе, сочетались, например, наблюдение с беседой, исследование с наблюдением, экспериментирование, фотографирование на этапах исследования. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна.
Реализация проекта «Почему в варежках тепло?» осуществлялась в процессе организации совместной деятельности взрослого и ребёнка, на основе полученных знаний, что способствовало развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принимать решение, стремление к достижению, поставленной задачи, развитию познавательной деятельности, желанию доказать правильность своей гипотезы.
На подготовительном этапе данного проекта, мы подобрали источники, где подробно описаны сведения о варежках : Почему варежки назвали варежками?Какие бывают варежки? Почему в варежках тепло?
Из интернет- источников мы узнали : что оказывается, название варежка пришло к нам еще с древности. Оно означает «обвивающая руку». Но почему же «варежка»? Слово «варежка» произошло от слова «варить», раньше вязаные шерстяные варежки заваривали в кипятке, чтобы они стали более мягкими и теплыми.
Мы решили провести исследование, из какого материала варежки у детей нашей группы. Собрали все варежки,просмотрели их и выяснили, что варежки бывают разные : болоньевые, меховые, вязаные.
А потом провели эксперимент -в каких варежках теплее? Для того чтобы проверить, в каких варежках теплее, Светлана Борисовна предложила нам на прогулке, что как только руки замерзнут, надо подойти и сказать ей об этом, так мы выясним, в каких варежках быстрее замерзли руки. После прогулки мы выяснили, что первыми замерзли руки в вязаных варежках потом - в болоньевых, а у меня в меховых, совсем не замёрзли.
Ещё Светлана Борисовна предложила провести опыт с нашими варежками. (ФОТО) Я поместила в них стаканчики с тёплой водой и вынесла на улицу. Через время оказалось, что в двух стаканах вода покрылась льдом (они стояли в варежках- болоньевых и вязаных, а в одном, что был в варежке из меха, осталась не замёрзшей. Светлана Борисовна сказала - это потому, что мех обладает очень высоким теплозащитным свойством.
Мы провели 2 исследования, измеряя температуру в варежках до того как я их надела и после того, как в них походила некоторое время.
Первое исследование мы провели дома, в комнате. Оказалось, что температура в варежке, которую я носила выше, чем в той, которая просто лежала на столе. (ФОТО)
Второе исследование мы провели на улице. И получилось то же самое: температура в варежках, которые лежали на снегу меньше, чем в тех, которые были у меня на руках. (ФОТО)
Наша гипотеза о том, что варежки создают тепло,неверна. Потому, что на самом деле их согревают наши руки, а они лишь поддерживают это тепло.
3. Список использованной литературы:
1. Бибикова Н. «Русские варежки : история появления рукавиц, значение элементов, цветовая палитра».
2. Герцвольф Юлия. Рукавицы, перчатки, варежки : какова история возникновения этих слов?
3. Поверина Г. «Узорные рукавички»
4. Фасмер М. (см. Этимологический словарь русского языка. М., 1986, т. I. с. 274)
5. https://shtormlara.ya.ru
6. https://bio.fizteh.ru/student
ЭТОТ ПРОЕКТ ЗАНЯЛ 1 МЕСТО НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ