Анастасия Бородина
Детская литература как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается актуальный вопрос о том, как детская литература влияет на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста
Вопрос развития воображения интересовал многих ученых - как психологов, так и педагогов: 3. Фрейда, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Т. Рибо и др. Только ребенок способен полностью погружаться в мир воображения, полностью отстраняясь от внешнего мира. Но целенаправленное развитие воображения сначала происходит под влиянием взрослых.
Публикация «Детская литература как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Без него невозможна полноценная адаптация дошкольника в окружающей среде, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности. Так же воображение является, во-первых, основой творческого потенциала личности и, во-вторых, центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития.
Развитие воображения в дошкольном возрасте можно представить, как движение от предметной ситуации к возникновению у ребенка особой позиции. У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребенка, дающее ему возможность отразить, в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
Художественная литература — неисчерпаемый источник мудрости, знаний, духовности, красоты художественного слова для развития ребенка дошкольного возраста. Детская книга — мощное средство формирования фоне магического слуха н правильного звукопроизношения, обогащению словаря ребенка, развития связной речи. Например, устное народное творчество традиционно использовали в отечественной и зарубежной педагогике как мощный фактор воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Среди фольклорных жанров главное место занимает сказка, она служит материалом для театрализованной деятельности детей, игр-драматизаций, инсценировки. Сказка учит ребенка понимать жизнь. В сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности и развития творчества самих детей дошкольного возраста; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. Вопросами влияния сказки па развитие воображения, творческих способностей занимались: О. М. Дьяченко, Л. Б Фесюкова, Т. Д. Зинкевич,Евстигнеева, Е. Е Кравцова и др.
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит непосредственно перед собой описываемые события Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Чтобы способствовать развитию воображения нужно подбирать правильную литературу для детей, темы, которые описываются в ней. должны быть понятны дошкольнику. Потом ребенок сам начнет сочинять сказки. Чем старше
Становится ребенок, тем меньше его литературные сочинения связываются со сном и все в более в них фигурирует наиболее сильно задевшее впечатление.