Приложение МААМ

Дети с задержкой психического развития: причины и признаки ЗПР

Светлана Рудакова
Дети с задержкой психического развития: причины и признаки ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Задержка психического развития (ЗПР) – это неравномерное недоразвитие некоторых познавательных функций из-за незрелости отдельных мозговых структур.

Задержка психического развития у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Публикация «Дети с задержкой психического развития: причины и признаки ЗПР» размещена в разделах

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе. При эмоционально-волевой незрелости ребёнку сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Общие признаки ЗПР

• Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.

• Очень быстро утомляется.

• Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.

• Не может удерживать внимание на одном предмете.

• Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.

• Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.

• Крайне бедный словарный запас.

• Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.

• Не контролирует эмоции.

• Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.

• Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.

• В рассуждениях не может выделить главную мысль.

• Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации.

Часто задержку психического развития идентифицируют умственной отсталостью. ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса коррекции. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Причины задержки психического развития

1. Биологические причины :

• Патологии беременности (интоксикация, резус-конфликт, гипоксия и др.)

• Патологии родов (затяжные роды; родовые травмы; экстренное кесарево сечение; асфиксию в родах).

• Недоношенность плода.

• Инфекционные болезни матери в период беременности.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников.

• Приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями.

2. Социальные причины :

• Вредные привычки матери.

• Дефицит внимания родителей.

• Напряженная атмосфера в семье, постоянные скандалы.

• Обучение под психологическим давлением.

• Физическое насилие над малышом.

• Недостаток общения с родителями и со сверстниками.

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Диагноз ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Не стоит откладывать поход к врачу и дефектологу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Чем раньше создаются условия для коррекции, тем успешнее преодолеваются недостатки развития.

Компенсация психической недостаточности, интеллектуальных отклонений, личностного недоразвития у детей с ЗПР происходит путём упорной коррекционной работы родителей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога и в некоторых случаях врача.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

В домашних условиях родителям необходимо:

• регулярно пополнять словарный запас ребенка;

• вместе учить стихи;

• читать интересные рассказы;

• выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;

• показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;

• уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

Занятия должны проводиться в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Как правило, задержка развития детей в большинстве случаев при совместной работе медиков, родителей, педагогов, психологов компенсируется и развитие ребёнка приближается к нормативному к 10 годам, в остальных случаях дети получают другой диагноз.

Источники:

Статья «Симптомы и лечение ЗПР у детей», Левина Наталья, педиатр.

Статья «Признаки и лечение ЗПР в 2-3-4 года» на сайте Коррекционного центра для детей со всеми видами речевых нарушений и взрослых «Каркуша».

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Игры с дошкольниками для снятия психического напряженияИгры с дошкольниками для снятия психического напряжения Как известно, игры положительно влияют на психологическое развитие детей. Хорошо в работе с детьми использовать игры, направленные на снятие.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду» План-конспект НОД в группе раннего развитияТема: «Дети в детском саду»Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети с задержкой психического развития: причины и признаки ЗПР
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 13:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дети с задержкой психического развития: причины и признаки ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рудакова (УИ 233165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД