Светлана Рудакова
Дети с задержкой психического развития: причины и признаки ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития (ЗПР) – это неравномерное недоразвитие некоторых познавательных функций из-за незрелости отдельных мозговых структур.
Задержка психического развития у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.
Публикация «Дети с задержкой психического развития: причины и признаки ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе. При эмоционально-волевой незрелости ребёнку сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.
Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.
Общие признаки ЗПР
• Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
• Очень быстро утомляется.
• Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
• Не может удерживать внимание на одном предмете.
• Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
• Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
• Крайне бедный словарный запас.
• Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
• Не контролирует эмоции.
• Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
• Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
• В рассуждениях не может выделить главную мысль.
• Во время сна постоянно пробуждается.
Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.
Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации.
Часто задержку психического развития идентифицируют умственной отсталостью. ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса коррекции. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.
Причины задержки психического развития
1. Биологические причины :
• Патологии беременности (интоксикация, резус-конфликт, гипоксия и др.)
• Патологии родов (затяжные роды; родовые травмы; экстренное кесарево сечение; асфиксию в родах).
• Недоношенность плода.
• Инфекционные болезни матери в период беременности.
• Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников.
• Приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями.
2. Социальные причины :
• Вредные привычки матери.
• Дефицит внимания родителей.
• Напряженная атмосфера в семье, постоянные скандалы.
• Обучение под психологическим давлением.
• Физическое насилие над малышом.
• Недостаток общения с родителями и со сверстниками.
Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Диагноз ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Не стоит откладывать поход к врачу и дефектологу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Чем раньше создаются условия для коррекции, тем успешнее преодолеваются недостатки развития.
Компенсация психической недостаточности, интеллектуальных отклонений, личностного недоразвития у детей с ЗПР происходит путём упорной коррекционной работы родителей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога и в некоторых случаях врача.
Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.
Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.
Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.
В домашних условиях родителям необходимо:
• регулярно пополнять словарный запас ребенка;
• вместе учить стихи;
• читать интересные рассказы;
• выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
• показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
• уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.
Занятия должны проводиться в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.
Как правило, задержка развития детей в большинстве случаев при совместной работе медиков, родителей, педагогов, психологов компенсируется и развитие ребёнка приближается к нормативному к 10 годам, в остальных случаях дети получают другой диагноз.
Источники:
Статья «Симптомы и лечение ЗПР у детей», Левина Наталья, педиатр.
Статья «Признаки и лечение ЗПР в 2-3-4 года» на сайте Коррекционного центра для детей со всеми видами речевых нарушений и взрослых «Каркуша».