Людмила Лангавая
Дети с нарушением самооценки. Игры для формирования адекватной самооценки у дошкольников
▼ Скачать
Человеку свойственно сравнивать себя с другими, на основе этого он получает представление о себе, о своих возможностях, способностях, желаниях, о свойственных ему качествах и чертах его характера. Таким образом, формируется самооценка человека. Поскольку самооценка у детей дошкольного возраста закладывает основы их поведения в будущем, к ней нужно относится с должным вниманием. Но как показывает опыт работы, зачастую, родители забывают, что процесс этот начинается в самом раннем возрасте. Именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствует ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия-неблагополучия, которое в некоторой степени может помочь нам предположить, кем он станет в будущем. Человеком, преуспевающим в любом деле, которое он выполняет или неудачником, который считает себя не в силах осуществить намеченное. Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями. Стремление родителей подчинить себе, поставить в зависимое положение своего ребенка, даже в случае преследования благородных целей, влечет за собой снижение самооценки ребенка, возрастанию робости в контактах, замкнутости.
Публикация «Дети с нарушением самооценки, Игры для формирования адекватной самооценки у дошкольников» размещена в разделах
Активность, находчивость, бодрость, чувств юмора, общительность, желание идти на контакт- вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят везде и всегда быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Такой ребенок бывает агрессивный, по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.
Советы родителям для формирования адекватной самооценки :
Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните: похвала так же, как и наказание должна быть соизмерима с поступком.
Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Задача взрослых-помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам-все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. Можно выполнить ряд упражнений, которые помогут лучше осознать себя и сформировать положительное отношение к самому себе.
Игры для формирования адекватной самооценки ребенка дошкольного возраста :
«Имя»
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите ребенка, почему ему не нравится или нравится свое имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому.
«Жмурки»
Водящему завязывают глаза. Кто-то из группы крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. После этого дети разбегаются. «Жмурка» должна ходить по комнате и ловить их.
«Зеркало»
Ребенок смотрит в «Зеркало», которое повторяет все его движения и жесты.
«Передача чувств»
Когда вы недовольны ребенком, похлопывайте его тихонько по плечу, объясняя причины своего недовольства. Когда хвалите или поощряете его, поглаживайте по спине. Через несколько дней начинайте второй этап этого упражнения. Теперь мы не будем говорить о своих чувствах, а будем лишь поглаживать или похлопывать его. Упражнение также направлено на то, чтобы помочь ребенку осознать чувства и желания других людей, которые находятся вокруг него.