Мажова Светлана Александровна
«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего от образа «Я», который складывается под воздействием этого воспитания.
Отношение ребёнка к себе, его самооценка – очень важный показатель эмоционального самочувствия. Если малыш слышит о себе только плохое, если его чаще ругают, чем хвалят, едва ли он будет чувствовать нужным и любимым. Тогда у ребёнка не будет мотива стараться стать лучше. Такие дети часто становятся замкнутыми или даже агрессивными, у них пропадает интерес к познавательным занятиям, а в дальнейшем и к школьному обучению. Поэтому дошкольное детство, психологические условия, в которых растёт ребёнок, - очень важный этап формирования личности. Похвала родителей необходима ребёнку. Естественно, что не стоит хвалить его по самому незначительному поводу. Если он хорошо себя вёл или впервые успешно что-то сделал – похвалите его обязательно. При этом старайтесь оценивать не способности ребёнка в целом, а те усилия, которые он приложил к выполнению вашего задания. Положительное представление ребёнка о своих возможностях – вот, что обеспечивает мотивацию детей в большей степени, чем истинный уровень этих возможностей. Ребёнок может быть от природы очень способным, но если он не верит в свои силы, боится себя проявить - свои способности реализовать он не может. Однако, если уровень «я могу» ребёнка достаточно высок, он будет с удовольствием выполнять всё то, что вы ему предлагает, и в конце концов добьётся успеха. Поэтому в любой деятельности, особенно новой, побольше его подбадривайте и помогайте поверить в свои силы. Другой психологический момент – отношение к ошибкам. Постоянные указания на ошибки сильно сказываются не только на чувствительных и ранимых детях, но даже и на внешне спокойных. Страх быть неуспешных, не оправдать ожиданий взрослых существенно снижает уровень «я могу» ребёнка. Поэтому очень важно снизить у детей страх перед ошибками, научить воспринимать их как обычное, нормальное явление. Неуверенные в себе дети могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть их у других. Очень важно изменить эту установку, показывать на примерах, что каждый человек делает ошибки и нет таких людей, которые не ошибаются. Почаще рассказывайте ребёнку об ошибках, в том числе и о своих, а также о том, чему на них стоит учиться. Спросите его: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку или неверный поступок?». Если ребёнок затрудняется, подскажите ему. Под воздействием таких бесед он сам овладеет способами исправления своих ошибок.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Не позволяйте вашим детям впадать в уныние от количества допущенных ошибок или неверных поступков. Поддерживайте их, почаще демонстрируйте им свой оптимизм. При таком воспитании ваш ребёнок будет стремиться достигнуть успеха, а не избегать неудачи. С этой же целью избегайте постоянного подчёркивания промахов ребёнка. Также не следует обращать на них внимания его сверстников или посторонних взрослых. Если вы не уверенны в том, что ребёнку окажется под силу ваше задание, разбейте его на более мелкие – такие, с которыми он может справиться. Хвалите ребёнка даже за саму попытку выполнить ваше задание.
К сожалению, в реальной жизни мы более склонны замечать в поведении наших детей плохое, потому что не можем оставить без внимания плохой поступок, да и не должны этого делать. Но похвалить за хорошее, за старание, стремление доставить другим гораздо важнее, чем поругать за шалость или непослушание. Внушите ребёнку, что он самый хороший и любимый, а потом постепенно рассказывайте ему, что значит быть хорошим. Верьте в своих детей, помогайте им, опирайтесь на их сильные стороны.