Инга Степанова
Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта
Традиционная «пятибалльная» система не используется при оценивании успехов детей со сложными и множественными нарушениями здоровья.
Вообще для таких детей:
• Оценка является малоинформативной (нельзя судить о действительном уровне знаний) и нельзя определить, что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;
• Оценка часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, а с другой стороны, на родителей, которые, в свою очередь, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка.
Публикация «Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта» размещена в разделах
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2021
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Таким образом, безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений не только младших школьников, но и детей обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР), которая отражает результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития.
Конечная цель любого безотметочного обучения – формирование контрольно – оценочной самостоятельности школьников, закладывающей основы самостоятельности школьников, основы умения учиться.
Новая система оценивания должна развивать у детей с ОВЗ умение:
1) проверять и контролировать себя,
2) оценивать свою деятельность,
3)устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.
Метапредметные результаты освоения любой образовательной программы включают в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Учебная деятельность имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:
1) Учебная задача - это то, что ученик должен был освоить.
2) Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
3) Действие контроля - это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
4) Действие оценки - определение того достиг ли ученик результата или нет.
А. В. Захарова определяет самооценку «как оценку человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности».
Функции самооценки
Обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.
Стимулирующая функция - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.
Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.
Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.
Аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов в изученном материале.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя.
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать: что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и / или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Особые образовательные потребности детей с ТМНР требуют создания для них специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Реализация программы происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося.
И задача учителя научить такого ребенка самооцениванию по мере выполнения любого учебного задания. Научить ученика все время сверяет результат и действия с эталоном, и это постепенно входит у него в привычку.
Алгоритм формирования самооценки для ребенка с ОВЗ
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании?
2 шаг. Что получилось? (сравниваем с эталоном)
3 шаг. Справился полностью правильно или с ошибкой?
4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью?
5 шаг. Чему научился?
6 шаг. Успешно выполнили задание? Оцени.
Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки:
1шаг Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценки
2шаг При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценки легко выполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.
3шаг На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди 2-3 ученикам класса.
Итоги работы: При формировании самооценки у детей своего класса, которые не говорят или говорят плохо, использовала разнообразный игровой и дидактический материал.
Договаривалась с ними о самооценке выполненных заданий следующим образом (в зависимости от новизны и личного интереса детей к играм и занятиям):
Сделал очень хорошо – берет пазлы или конструктор;
Сделал хорошо – лото или кубики;
Сделал с ошибкой или не полностью – берет картинки или счетные палочки.
Например, 1 класс, задание по математике выполняли на листочках: закрасить прямоугольники красным цветом и ягодки разложить в тарелочки. Раскрасить тарелочку с 4 ягодками.
Ученик оценивал свою работу, исходя из условия, выбирал себе следующее занятие: здесь может быть и завышение самооценки и заниженная самооценка, которую мы вместе разбирали.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Традиционная пятибалльная система не используется при оценивании успехов детей со сложными и множественными нарушениями здоровья](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2529559-1614492190.jpg)
Вероника выбрала себе пазлы, а Никита -лото.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Публикация Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта размещена в разделах Самооценка детей развитие уверенности Школа](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2529559-1614492324.jpg)
Эдик выбрал себе кубики,а Ярослав стал работать с конструктором.
Делая с ребятами практические творческие работы по окружающему природному миру, охотно использовали их для проведения самооценки выполненных заданий.
Тема «Деревья». При изучении данной темы делали аппликацию «Яблоня». На доске появились две яблоньки и яблочки на магнитиках.
Если сделал работу очень хорошо, то можно сорвать все яблочки, но если была помощь, или сделал с ошибкой, то взять все ты не можешь, можешь взять только часть. Подумай и попробуй правильно оценить свою работу.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Конечная цель любого безотметочного обучения формирование контрольно оценочной самостоятельности школьников закладывающей основы самостоятельности школьников основы умения учиться](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2529559-1614492581.jpg)
Вероника оценивает свою работу по ИЗО.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Новая система оценивания должна развивать у детей с ОВЗ умение проверять и контролировать себя оценивать свою деятельность устанавливать ошибки и находить пути их устранения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2529559-1614492723.jpg)
Никита оценивает свою работу по предмету "Математические представления"
После проведения ряда уроков по "Окружающему социальному миру" на доске появился зимний город с детскими снежными горками.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 В такой системе обучения приоритетной становится](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2529559-1614492943.jpg)
Какие детские зимние забавы? Ребята любят кататься на санках.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Самооценка детей развитие уверенности самооценка как результат оценочной деятельности ученика](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2529559-1614493031.jpg)
Сделали на магнитах санки, подписали.
Условие: сделал очень хорошо задание по предмету –едешь с самой большой горки, сделал хорошо- едешь со средней горки, ну а если не очень получилось задание –то с маленькой.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Учебная деятельность имеет свою структуру](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2529559-1614493163.jpg)
На самой маленькой горке стоят санки Вероники, Никита ставит санки на среднюю горку.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов Учебная задача это то что ученик должен был освоить](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2529559-1614493223.jpg)
А Ярослав - на самую высокую. Так они оценили свои работы.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Учебное действие это изменения учебного материала необходимые для его усвоения учеником это то что ученик должен сделать чтобы обнаружить свойства того предмета который он изучает](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2529559-1614493324.jpg)
"Прокатились!"
Так в течение двух лет мы учимся оценивать свои успехи и неудачи при изучении различных предметов.
В ходе такой работы одни учащиеся избавились от излишней самоуверенности и плаксивости (Эдик, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности (Вероника, Никита, третьи осознают, что оценку своих возможностей производят правильно (Ярослав, Лиза).
Учитель: Степанова Инга Петровна.