Инга Степанова
Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционная «пятибалльная» система не используется при оценивании успехов детей со сложными и множественными нарушениями здоровья.
Вообще для таких детей:
• Оценка является малоинформативной (нельзя судить о действительном уровне знаний) и нельзя определить, что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;
• Оценка часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, а с другой стороны, на родителей, которые, в свою очередь, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка.
Публикация «Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта» размещена в разделах
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2021
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Таким образом, безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений не только младших школьников, но и детей обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР), которая отражает результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития.
Конечная цель любого безотметочного обучения – формирование контрольно – оценочной самостоятельности школьников, закладывающей основы самостоятельности школьников, основы умения учиться.
Новая система оценивания должна развивать у детей с ОВЗ умение:
1) проверять и контролировать себя,
2) оценивать свою деятельность,
3)устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.
Метапредметные результаты освоения любой образовательной программы включают в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Учебная деятельность имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:
1) Учебная задача - это то, что ученик должен был освоить.
2) Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
3) Действие контроля - это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
4) Действие оценки - определение того достиг ли ученик результата или нет.
А. В. Захарова определяет самооценку «как оценку человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности».
Функции самооценки
Обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.
Стимулирующая функция - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.
Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.
Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.
Аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов в изученном материале.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя.
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать: что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и / или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Особые образовательные потребности детей с ТМНР требуют создания для них специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Реализация программы происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося.
И задача учителя научить такого ребенка самооцениванию по мере выполнения любого учебного задания. Научить ученика все время сверяет результат и действия с эталоном, и это постепенно входит у него в привычку.
Алгоритм формирования самооценки для ребенка с ОВЗ
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании?
2 шаг. Что получилось? (сравниваем с эталоном)
3 шаг. Справился полностью правильно или с ошибкой?
4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью?
5 шаг. Чему научился?
6 шаг. Успешно выполнили задание? Оцени.
Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки:
1шаг Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценки
2шаг При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценки легко выполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.
3шаг На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди 2-3 ученикам класса.
Итоги работы: При формировании самооценки у детей своего класса, которые не говорят или говорят плохо, использовала разнообразный игровой и дидактический материал.
Договаривалась с ними о самооценке выполненных заданий следующим образом (в зависимости от новизны и личного интереса детей к играм и занятиям):
Сделал очень хорошо – берет пазлы или конструктор;
Сделал хорошо – лото или кубики;
Сделал с ошибкой или не полностью – берет картинки или счетные палочки.
Например, 1 класс, задание по математике выполняли на листочках: закрасить прямоугольники красным цветом и ягодки разложить в тарелочки. Раскрасить тарелочку с 4 ягодками.
Ученик оценивал свою работу, исходя из условия, выбирал себе следующее занятие: здесь может быть и завышение самооценки и заниженная самооценка, которую мы вместе разбирали.
Вероника выбрала себе пазлы, а Никита -лото.
Эдик выбрал себе кубики,а Ярослав стал работать с конструктором.
Делая с ребятами практические творческие работы по окружающему природному миру, охотно использовали их для проведения самооценки выполненных заданий.
Тема «Деревья». При изучении данной темы делали аппликацию «Яблоня». На доске появились две яблоньки и яблочки на магнитиках.
Если сделал работу очень хорошо, то можно сорвать все яблочки, но если была помощь, или сделал с ошибкой, то взять все ты не можешь, можешь взять только часть. Подумай и попробуй правильно оценить свою работу.
Вероника оценивает свою работу по ИЗО.
Никита оценивает свою работу по предмету "Математические представления"
После проведения ряда уроков по "Окружающему социальному миру" на доске появился зимний город с детскими снежными горками.
Какие детские зимние забавы? Ребята любят кататься на санках.
Сделали на магнитах санки, подписали.
Условие: сделал очень хорошо задание по предмету –едешь с самой большой горки, сделал хорошо- едешь со средней горки, ну а если не очень получилось задание –то с маленькой.
На самой маленькой горке стоят санки Вероники, Никита ставит санки на среднюю горку.
А Ярослав - на самую высокую. Так они оценили свои работы.
"Прокатились!"
Так в течение двух лет мы учимся оценивать свои успехи и неудачи при изучении различных предметов.
В ходе такой работы одни учащиеся избавились от излишней самоуверенности и плаксивости (Эдик, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности (Вероника, Никита, третьи осознают, что оценку своих возможностей производят правильно (Ярослав, Лиза).
Учитель: Степанова Инга Петровна.