Ольга Крашенинникова
Деловая игра «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В Конституции РФ, в Законе РФ «Об образовании в РФ» сформулирован социальный заказ государства системе образования -
воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Как вы считаете какое понятие шире: самостоятельность или инициативность?
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Темочки:
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни
УПРАЖНЕНИЕ «Самостоятельный ребенок
давайте составим портрет самостоятельного ребенка, используя одни прилагательные.
Как Вы считаете, что необходимо для поддержания детской инициативы и самостоятельности?
Я начинаю фразу- вы заканчиваете…
• предметно-развивающая среда должна быть…
• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие…
• содержание развивающей среды должно учитывать
• позиция взрослого по отношению к детям должна быть
• необходимо создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои.
Инициативная личность развивается в деятельности! А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.
Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»
У каждого участника находится две карточки – красная и зеленая. Условимся, что красная означает несогласие, зеленая - согласны. Я озвучиваю разные качества ребенка. произвольность поведения;
отсутствие творческого воображения
самостоятельность;
замкнутость
развитая эмоционально волевая сфера;
инициатива в различных видах деятельности;
стремление к самореализации;
общительность;
боязнь порицания, наказания
творческий подход к деятельности;
пассивность
высокий уровень умственных способностей;
ожидание указаний воспитателя
познавательная активность.
Составьте портрет инициативного ребенка. (с помощью глаголов
Стремится к ….
Умеет найти ….
Включиться в ….
Предложить)
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Упражнение «Где проявляется инициатива?»
Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы. (Ведущий раздает на листах бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)
Варианты ответов:
-исследовательская деятельность,
-коллекционирование,
-игра с правилами,
-уборка игрушек,
-застегивание пуговиц,
-выполняет прямые указания взрослого,
-задание по образцу,
-сюжетно-ролевая игра,
-коммуникативная игра,
-игра – импровизация,
-моделирование,
-просмотр телепередачи.
Упражнение “Сочини сказку”.
Цель: развитие воображения, творческих способностей.
Инструкция участникам: участники делятся на 3 команды, каждая команда получает бланк с началом и окончанием истории. Задача каждой команды придумать сюжет истории, используя предлагаемые фразы.
1 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:
«мужчина читал газету в тролейбусе…» и заканчивается фразой: «… поэтому всем было холодно»
2 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:
«в сумочке лежала рогатка…» и заканчивается фразой: «…поэтому собачка уснула на диване»
Упражнение «УЗОР»
Цель: показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим.
Материал: лист А4 на каждого участника.
Инструкция участникам:
Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите из центра, еще раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.
Рефлексия. Притча "Крылья" Амонашвили Шалвы Александровича.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ. Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки.
Итог: Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог;
Воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный. А вы какой педагог?
Желаю всем педагогам больших и красивых крыльев за спиной. Окрылённый учитель дарит их и своим ученикам!
Крылатый – красный кружок
Счастливый – синий кружок
Современный – желтый кружок. Разместить на мольберте.