Наталья Петрова
Деловая игра для воспитателей «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Деловая игра с воспитателями на тему «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях».
2сл. Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачи: Ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников; Активизация знаний педагогов по проблеме; Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.
Цель, направленная на детей: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.
Задачи, направленные на детей:
1. Познакомить детей с нормами безопасного поведения;
2. Сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.
3сл. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
4сл. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
5сл. Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
6сл. Как отмечают многие исследователи, занимающиеся проблемами безопасности, главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности :
· предвидеть опасность
· уметь принять меры во избежание опасности
· уметь обращаться за помощью к другим
· уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
7сл. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях можно создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. 1. Доступный и удобный уголок безопасности, в который могут войти плакаты по ОБЖ: «Правила поведения на природе», «Уголок безопасности, «Правила пожарной безопасности» - для рассматривания разных жизненных ситуаций; макет «Город» - для моделирования и обыгрывания этих ситуаций; набор дорожных знаков – для закрепления разных видов транспорта, правил дорожного движения и дорожных знаков.
2. Дидактические и настольно-печатные игры: домино «Транспорт», лото «Дорожные знаки», «Сигналы регулировщика», «Важные профессии»- для развития мышления, внимания, закрепления полученных знаний.
3. Иллюстрированный материал: «Опасные предметы», «Безопасность в быту» помогают знакомить детей с опасными предметами и способами обращения с ними.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм : «Мы пожарные», «Спасатели», «Регулировщик», «Водители», «Улица». В играх дети самостоятельно применяют модели поведения.
5. Папки передвижки, памятки и консультации в уголке для родителей, помогают совместно с родителями прививать навыки поведения дома и на улице.
6. Художественная литература – помогает детям думать, размышлять, делать выводы.
7. Оборудование на игровой площадке «Пешеходный переход»- обыгрываем правила дорожного движения.
8сл. Кроме того можно широко использовать:
- произведения детской художественной литературы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина., «Красная Шапочка»,. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем). Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования
- наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. «Опасно-неопасно», «Найди опасный предмет», «Собери машинку по частям», «Экологический светофор».
Использовать можно словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры; понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки. По сказки «Колобок»,
- ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы. «Не ешь снег и сосульки!», «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»
- примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых;
- организацию встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т. п.).
- показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций.
Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Игры типа "Раз — два — три, что опасно — найди", "Сто бед — один ответ" направлены на закрепление знаний об источниках опасности, причинах возникновения травмоопасных ситуаций. Углублению знаний о возможной угрозе и способах действий посвящены игры "Так, да не так", "Сам себе доктор", "Мы — спасатели" и др. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:
Какие правила обязан соблюдать пешеход?
Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?
Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?
Как защитить себя от назойливого незнакомца?
Что делать, когда порезал палец? И др.
На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение.
9сл. Результаты анкетирования «Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников в дошкольном образовательном учреждении». Следует обратить внимание на расширение тем для ознакомления, обсуждения с детьми по основам безопасности жизнедеятельности.
10сл. Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность. Прежде всего возникает в результате плохой ориентировки детей в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке (приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т. д.); при падении с горок, качелей, лестниц, спортивных сооружений (проверка оборудований на исправность, учить правильно пользоваться инвентарем, а также в группах во время игр, при столкновении друг с другом (беседы, обсуждение ситуаций). Целый ряд травм могут получить дети в результате недостаточной уборки тротуаров, веранд. (для этого уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега; на участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников.)
Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах. В групповая аптечка должна быть закрыта, в ней не должно быть лишний препаратов. Во время завтрака, обеда, полдника предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дошкольники во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.
А сейчас я предлагаю закрепить ваши знания игрой.
1 задание: Ответьте на вопросы.
-Какой сигнал светофора включается со всех сторон перекрестка?
-Чем тушат огонь?
-Что общего между лейкой и пожарной машиной?
-Придерживаясь какой стороны нужно идти по тротуару?
-Что общего между пожарной машиной и свечой?
-С какого возраста разрешено передвижение на велосипеде по дорогам?
3 задание: Вспомните названия художественных произведений, это могут быть и авторские стихи, сказки, в которых персонажи нарушили правила безопасности и попали в проблемные ситуации! Расскажите, какое правило безопасности они нарушили.
4 задание: Решите ситуацию :
1. В погожий денек, отпросившись у родителей, ребята пошли гулять. Во время игры к ним подошел мужчина и стал угощать конфетами. Как должны поступить ребята?
2. Дети гуляли на набережной. Они веселились, играли в догонялки. Во время игры ребята заметили сумку, возле которой никого не было. Чем могут быть опасны чужие, оставленные без присмотра предметы? Как надо поступать в таких случаях?
5 задание: Назовите, какие формы используются в работе с детьми по формированию основ безопасности?
Подведя итоги, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности является актуальным. Воспитание безопасности это непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте.
Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Все, что ребенок усвоил в детском саду прочно останется у него навсегда и будет закрепляться так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен.