Татьяна Бобкова
Деловая игра «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста».
Подготовила логопед Бобкова Т. С.
- Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим возможности развития речи у детей посредством дидактических игр; обоснуем наши позиции, поделимся практическими находками.
Публикация «Деловая игра „Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1 задание. Педагоги по очереди бросают кубик, на гранях которого написаны слова: я (2 звука, мышь (3 звука, вьюн (4 звука, ямка (5 звуков, честный (6 звуков, ясная (7 звуков). Начинает игру тот, у кого выпало слово с большим количеством звуков.
Какое направление развития речи изучает звуковой анализ слов? В какой возрастной группе начинается эта работа? (в программе «От рождения до школы»).
2 задание. Педагогические гонки. Каждый быстро односложно («Да» или «Нет») отвечает на вопросы ведущего.
• В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
• Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
• Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
• Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
• Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
• Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
• Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
• Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
• Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного
• произведения. (Да)
• Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
3 задание. Блиц – опрос на время.
Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной:
- «Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)
-Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)
-У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)
-Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)
-Кто поздно ложится, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)
-Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)
4 задание. Найдите лишнюю пословицу: «Хвастать - не косить, спина не болит»; «Не спеши языком, торопись делом»; «Язык до Киева доведёт».
5 задание. Найдите пары пословиц: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Руби дерево по себе», «Знания никому не в тягость», «Без корня и полынь не растёт», «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха», «По Сеньке и шапка».
6 задание. Развитие творческого воображения
Дается по 4 различные игрушки. Нужно придумать дидактическую игру для любого возраста.
Разделение педагогов на две команды.
Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей
Вопросы 1 команде:
• Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
• Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
• Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
• Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
• Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
• Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Вопросы второй команде.
• Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
• Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
• Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
• Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
• Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)
Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы
Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.
Задание 3. Переведите пословицы на русский язык
Пословицы для первой команды
• Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/
• Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
• Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
Пословицы для второй команды
• Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/
• Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
• Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/
Задание 4. "Прилагательные ассоциации"
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.
Задание для 1 команды.
Список Критика Звезда Книга Кругозор Закон Лекция
Счастье Дом Пища Воззвание Дефицит Действие
Задание для 2 команды.
Интерес Убеждение Библиотека Музей Страна Пример
Собака Приказ Жизнь Воспитание Физика Принцип
Город Группа
Задание 5. "Подбор антонимов, синонимов"
Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.
Для 1 команды - подбор антонимов. 1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный.
Для 2 команды - подбор синонимов Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова. 1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.