Светлана Юрьевна Школьная
Словесные и дидактические игры в развитии речи детей. По мотивам сказки «Гуси-лебеди».
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала:
Воспитатель МБДОУ №29 г. Азова Школьная С. Ю.
Программное содержание:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, использовать мотивы русских народных сказок в игровой деятельности, продолжать осваивать навыки разговор-ной речи, закреплять усвоение звуковой системы языка, овладевать основными граммати-ческими формами, накапливать активный и пассивный словарный запас, закрепить навыки апплицирования в коллективной работе, воспитывать любовь к родной русской природе.
Публикация «Словесные и дидактические игры в развитии речи детей, По мотивам сказки „Гуси-лебеди“,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Дидактические игры и пособия по сказкам
- Словесные игры
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Материал и оборудование: Раздевалка – оформлена под темный дремучий лес: на окнах и дверях темные шторы, посредине ярко-оранжевая штора на полу/огненный ру-чей/на ней стоят скамейки/мостик/, на двери в умывальнике бумажная штора темного цве-та, разрезанная на полоски, на ней закреплены буквы /с, з, ц, ш, щ, р, п/.
В умывальнике: сказочный камень с тремя надписями:
«Направо пойдешь – горшок найдешь»,
«Прямо пойдешь – конфетку возьмешь»,
«Налево пойдешь – в сказку попадешь».
В групповой комнате: сказочный волшебный лес, картинки лесных птиц, дикая яб-лонька с наливными красными яблочками и одним золотым.
Русская печь с румяным колобком.
Молочная река, кисельные берега /из голубых и белых штор/.
Грибная тропинка /макеты несъедобных и съедобных грибов/.
Листы зеленого ватмана для фона, тарелочки с нарезанными цветами, листьями сердцевинками, лепестками, клеящие карандаши для каждого ребенка.
На плафонах цветные красочные крупные макеты гусей – лебедей.
Магнитофонная запись голосов птиц.
Корзинка с угощением для детей /апельсины и яблоки/.
Большой обруч и 20-30 маленьких колечек для русской народной подвижной игры «Солнышко».
Дети одеты в русские народные костюмы: девочки – Машеньки, мальчики - Ива-нушки.
Дети-первоклассники: матушка и батюшка.
ХОД непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель рассказывает детям начало русской народной сказки: «Гуси-лебеди».
«Жили-были отец и мать. И были у них старшая дочка Машенька да младший сынок Иванушка. Собрались однажды отец с матерью в город на базар, а Машеньке наказывали за братцем присматривать, из дома никуда не уходить. Уехали батюшка с матушкой, а брат с сестрицей непослушные были, любопытные, наказ родительский забыли и сами отправи-лись в лес…
Дети! А вы иногда бываете такими вот Машеньками и Иванушками?
Дети: Да, бываем.
Воспитатель: И ходите одни в лес?
Дети: Ходим.
Воспитатель: Ну, тогда пойдем…
Дети и воспитатель заходят в старый дремучий лес. В лесу темно, сумрачно и таин-ственно. Слышны только голоса птиц, шорох валежника и шум ручья.
Воспитатель: А какие лесные деревья вы знаете?
Дети: Лиственные и хвойные.
Воспитатель: Назовите лиственные и хвойные деревья.
Дети: Дуб, береза, рябина, ива, клен, ясень, черемуха, ель, сосна.
Воспитатель проводит дидактические игры «Кто где живет?», «Назови детенышей диких животных».
Воспитатель: Слышите дети, шум валежника? Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Дети: Это, наверно медведь.
Воспитатель: А где живет медведь зимой? А как зовут маму в семействе медведей? А детенышей?
Дети: Зимой медведь спит в берлоге. Мама медведица, а детеныши медвежата.
Аналогичные вопросы и ответы о животных леса – волке, лисе, зайце, белке, еже.
Воспитатель: Посмотрите, дети, а вот и лесной ручей. Только он почему-то огнен-ный. Как же нам через него перебраться?
Дети: А вот мостик через ручей.
Воспитатель: Правильно. Но сначала надо миновать огненную дугу. Давайте осто-рожно подлезем в дугу сначала правым боком, пройдем друг за другом по этому мостику, а вылезем левым боком. Старайтесь не упасть в огненную воду, а то пропадем. Дети вы-полняют задание.
1-й ребенок: Как опасно и темно в этом лесу. Где солнце, свет полянка?
2-й ребенок: Вот справа светло. Только здесь какие-то странные стволы деревьев с буквами.
Воспитатель: А кто из вас знает буквы?
Воспитатель показывает буквы, а дети называют букву и звук. Воспитатель предла-гает детям назвать с заданными звуками знакомые чистоговорки.
«СА-СА-СА- в лесу бегает лиса…».
Правильно проговорив одну чистоговорку каждый ребенок проходит через препят-ствие.
Дети и воспитатель вышли на лесную просеку, по которой идет дорога. На дороге лежит камень. На нем надписи: «Направо пойдешь – горшок каши найдешь. Прямо пой-дешь – конфетку возьмешь. Налево пойдешь – в сказку войдешь».
Воспитатель предлагает умеющим читать детям, прочесть надписи на необычном камне. Дети читают и выбирают дорогу налево, в сказку. Путь в сказочный лес указывает яркая касочная стрела. Путешественники открывают дверь и попадают в волшебный лес. При входе в лес много чудесной зелени: деревьев, цветов, травки, слышны пение и щебет птиц, звенит веселый ручеек, много света, солнца, тепла. Дети обрадовались, улыбаются, что наконец-то выбрались из дремучего леса.
Воспитатель: Дети, как чудесно в этом лесу. А что вам здесь нравится.
Дети: Птицы поют, цветы цветут, солнышко светит.
Воспитатель: А как вы думаете, какое же это время года в лесу?
Дети: Весна, май месяц.
Воспитатель: Верно. А какое бывает солнышко весной?
Дети: Теплое, ласковое, мягкое, яркое, красивое, доброе, долгожданное.
Воспитатель проводит словесную игру «Подбери слова по смыслу» (подбор прила-гательных к существительным: солнышко, ветерок игривый, проворный, быстрый, разго-ворчивый, неожиданный, цветок – красивый, душистый, нежный, большой, маленький, па-хучий, птичка – голосистая, смешная, чудесная, пушистая, живая, веселая, озорная, ма-ленькая, крошечная).
Воспитатель: А каких птиц вы знаете?
Дети: Скворцы, дятлы, щеглы, воробьи, голуби, снегири, жаворонки, вороны, соро-ки, кукушки.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько нужного и полезного знаете о живом мире.
А теперь давайте полюбуемся чудесной весенней природой, подышим свежим воз-духом. Дети и воспитатель на минутку закрывают глаза и замирают. Вдруг звучит тревож-ная громкая музыка. Путешественники в растерянности оглядываются по сторонам, не по-нимая в чем дело. Кто-то из детей поднимает голову к небу (с плафонов свисают огромные фигуры сказочных персонажей гусей-лебедей) и восклицает:
«Гуси-лебеди!» Дети испуганно жмутся друг к другу и воспитателю. Воспитатель предлагает детям спрятаться от гусей – лебедей под лесной яблонькой.
Дети: Яблонька, матушка, спрячь нас от гусей-лебедей.
Яблонька: /отвечает им человечьим голосом/ Прячьтесь быстрее под мою крону, но обязательно сорвите мое золотое яблочко и выполните задание.
Дети и воспитатель быстро вбегают под крону дерева /присаживаются под импрови-зированным деревом на коврике/. Один ребенок срывает золотое яблоко, а взрослый читает задание.
Воспитатель: Поиграйте в игру «Скажи наоборот».
Воспитатель называет существительные и прилагательные, а дети говорят их проти-воположное значение.
Воспитатель выглядывает из-под яблоньки и говорит: «Кажется, гуси-лебеди улете-ли. Посмотрите дети, какая интересная грибная тропинка. Давайте соберем съедобные грибы в наше лукошко. Только лукошко у нас необычное, а волшебное. Оно возьмет съе-добные грибы только у тех детей, которые смогут, название гриба разделить на части».
Проводится речевая игра «Раздели слова на части».
Съедобные грибы: белый гриб, подосиновик, лисички, маслята, сыроежка, груздь, опенок, рыжик, подберезовик.
Ядовитые грибы: ложноопенок серно-желтый, мухомор красный, сатанинский гриб, бледная поганка.
Снова звучит громкая тревожная музыка. Все поднимают головы вверх и с возгла-сами «Гуси-лебеди!» устремляются к русской печке: «Печка-матушка, укрой нас от гусей-лебедей!».
Печка: «Поиграйте с моим румяным колобком, тогда и спрячу.
Дети и воспитатель играют в словесную игру «Один – много».
Воспитатель: Дети! Как хорошо мы с вами потрудились и гуси-лебеди улетели. А теперь давайте поиграем в русскую народную подвижную игру «Солнышко».
Играющие образуют круг. В центре круга – «солнышко» - большой желтый обруч. Вокруг разбросаны маленькие колечки. Участники игры идут по кругу, приговаривая сло-ва:
«Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко,
Раскидай колечки!».
Мы колечки соберем,
Золоченные возьмем.
Покатаем, поиграем,
И тебе назад вернем!».
После этих слов дети разбегаются по группе, собирая маленькие колечки в большой обруч.
Снова детский возглас: «Гуси – лебеди!» Дети и воспитатель бегут к молочной реке: «речка-матушка спрячь нас от гусей-лебедей».
Дети садятся под бережок и выполняют аппликацию «Весенний лужок».
Воспитатель: Дети! Какой красивый весенний луг у нас получился. Вы все стара-лись.
А вот и родители с базара вернулись. Гостинцев всем вам привезли.
Родители: раздают детям фрукты.
ЧИСТОГОВОРКИ.
1. ЗА-ЗА-ЗА - уходи коза.
2. ЧА-ЧА-ЧА – на столе горит свеча.
3. ЧОК-ЧОК-ЧОК – в уголке сидит сверчок.
4. ША-ША-ША – наша Маша хороша.
5. ШУ-ШУ-ШУ – шубу я ношу.
6. ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ – сидит Ваня на крыльце.
7. РА- РА-РА – Кате спать пора.
8. ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – я хожу в плаще.
9. СО-СО-СО – покатилось колесо.
10. СУ-СУ-СУ – видел я в лесу лису.
11. ЖА-ЖА-ЖА – в лесу встретили ежа.
12. ЛА-ЛА-ЛА – быстро вертится юла.