Получи документы

Словесные и дидактические игры в развитии речи детей. По мотивам сказки «Гуси-лебеди».

Светлана Юрьевна Школьная
Словесные и дидактические игры в развитии речи детей. По мотивам сказки «Гуси-лебеди».
▼ Скачать + Заказать документы

Разработала:

Воспитатель МБДОУ №29 г. Азова Школьная С. Ю.

Программное содержание:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, использовать мотивы русских народных сказок в игровой деятельности, продолжать осваивать навыки разговор-ной речи, закреплять усвоение звуковой системы языка, овладевать основными граммати-ческими формами, накапливать активный и пассивный словарный запас, закрепить навыки апплицирования в коллективной работе, воспитывать любовь к родной русской природе.

Публикация «Словесные и дидактические игры в развитии речи детей, По мотивам сказки „Гуси-лебеди“,» размещена в разделах

Материал и оборудование: Раздевалка – оформлена под темный дремучий лес: на окнах и дверях темные шторы, посредине ярко-оранжевая штора на полу/огненный ру-чей/на ней стоят скамейки/мостик/, на двери в умывальнике бумажная штора темного цве-та, разрезанная на полоски, на ней закреплены буквы /с, з, ц, ш, щ, р, п/.

В умывальнике: сказочный камень с тремя надписями:

«Направо пойдешь – горшок найдешь»,

«Прямо пойдешь – конфетку возьмешь»,

«Налево пойдешь – в сказку попадешь».

В групповой комнате: сказочный волшебный лес, картинки лесных птиц, дикая яб-лонька с наливными красными яблочками и одним золотым.

Русская печь с румяным колобком.

Молочная река, кисельные берега /из голубых и белых штор/.

Грибная тропинка /макеты несъедобных и съедобных грибов/.

Листы зеленого ватмана для фона, тарелочки с нарезанными цветами, листьями сердцевинками, лепестками, клеящие карандаши для каждого ребенка.

На плафонах цветные красочные крупные макеты гусей – лебедей.

Магнитофонная запись голосов птиц.

Корзинка с угощением для детей /апельсины и яблоки/.

Большой обруч и 20-30 маленьких колечек для русской народной подвижной игры «Солнышко».

Дети одеты в русские народные костюмы: девочки – Машеньки, мальчики - Ива-нушки.

Дети-первоклассники: матушка и батюшка.

ХОД непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель рассказывает детям начало русской народной сказки: «Гуси-лебеди».

«Жили-были отец и мать. И были у них старшая дочка Машенька да младший сынок Иванушка. Собрались однажды отец с матерью в город на базар, а Машеньке наказывали за братцем присматривать, из дома никуда не уходить. Уехали батюшка с матушкой, а брат с сестрицей непослушные были, любопытные, наказ родительский забыли и сами отправи-лись в лес…

Дети! А вы иногда бываете такими вот Машеньками и Иванушками?

Дети: Да, бываем.

Воспитатель: И ходите одни в лес?

Дети: Ходим.

Воспитатель: Ну, тогда пойдем…

Дети и воспитатель заходят в старый дремучий лес. В лесу темно, сумрачно и таин-ственно. Слышны только голоса птиц, шорох валежника и шум ручья.

Воспитатель: А какие лесные деревья вы знаете?

Дети: Лиственные и хвойные.

Воспитатель: Назовите лиственные и хвойные деревья.

Дети: Дуб, береза, рябина, ива, клен, ясень, черемуха, ель, сосна.

Воспитатель проводит дидактические игры «Кто где живет?», «Назови детенышей диких животных».

Воспитатель: Слышите дети, шум валежника? Как вы думаете, кто бы это мог быть?

Дети: Это, наверно медведь.

Воспитатель: А где живет медведь зимой? А как зовут маму в семействе медведей? А детенышей?

Дети: Зимой медведь спит в берлоге. Мама медведица, а детеныши медвежата.

Аналогичные вопросы и ответы о животных леса – волке, лисе, зайце, белке, еже.

Воспитатель: Посмотрите, дети, а вот и лесной ручей. Только он почему-то огнен-ный. Как же нам через него перебраться?

Дети: А вот мостик через ручей.

Воспитатель: Правильно. Но сначала надо миновать огненную дугу. Давайте осто-рожно подлезем в дугу сначала правым боком, пройдем друг за другом по этому мостику, а вылезем левым боком. Старайтесь не упасть в огненную воду, а то пропадем. Дети вы-полняют задание.

1-й ребенок: Как опасно и темно в этом лесу. Где солнце, свет полянка?

2-й ребенок: Вот справа светло. Только здесь какие-то странные стволы деревьев с буквами.

Воспитатель: А кто из вас знает буквы?

Воспитатель показывает буквы, а дети называют букву и звук. Воспитатель предла-гает детям назвать с заданными звуками знакомые чистоговорки.

«СА-СА-СА- в лесу бегает лиса…».

Правильно проговорив одну чистоговорку каждый ребенок проходит через препят-ствие.

Дети и воспитатель вышли на лесную просеку, по которой идет дорога. На дороге лежит камень. На нем надписи: «Направо пойдешь – горшок каши найдешь. Прямо пой-дешь – конфетку возьмешь. Налево пойдешь – в сказку войдешь».

Воспитатель предлагает умеющим читать детям, прочесть надписи на необычном камне. Дети читают и выбирают дорогу налево, в сказку. Путь в сказочный лес указывает яркая касочная стрела. Путешественники открывают дверь и попадают в волшебный лес. При входе в лес много чудесной зелени: деревьев, цветов, травки, слышны пение и щебет птиц, звенит веселый ручеек, много света, солнца, тепла. Дети обрадовались, улыбаются, что наконец-то выбрались из дремучего леса.

Воспитатель: Дети, как чудесно в этом лесу. А что вам здесь нравится.

Дети: Птицы поют, цветы цветут, солнышко светит.

Воспитатель: А как вы думаете, какое же это время года в лесу?

Дети: Весна, май месяц.

Воспитатель: Верно. А какое бывает солнышко весной?

Дети: Теплое, ласковое, мягкое, яркое, красивое, доброе, долгожданное.

Воспитатель проводит словесную игру «Подбери слова по смыслу» (подбор прила-гательных к существительным: солнышко, ветерок игривый, проворный, быстрый, разго-ворчивый, неожиданный, цветок – красивый, душистый, нежный, большой, маленький, па-хучий, птичка – голосистая, смешная, чудесная, пушистая, живая, веселая, озорная, ма-ленькая, крошечная).

Воспитатель: А каких птиц вы знаете?

Дети: Скворцы, дятлы, щеглы, воробьи, голуби, снегири, жаворонки, вороны, соро-ки, кукушки.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько нужного и полезного знаете о живом мире.

А теперь давайте полюбуемся чудесной весенней природой, подышим свежим воз-духом. Дети и воспитатель на минутку закрывают глаза и замирают. Вдруг звучит тревож-ная громкая музыка. Путешественники в растерянности оглядываются по сторонам, не по-нимая в чем дело. Кто-то из детей поднимает голову к небу (с плафонов свисают огромные фигуры сказочных персонажей гусей-лебедей) и восклицает:

«Гуси-лебеди!» Дети испуганно жмутся друг к другу и воспитателю. Воспитатель предлагает детям спрятаться от гусей – лебедей под лесной яблонькой.

Дети: Яблонька, матушка, спрячь нас от гусей-лебедей.

Яблонька: /отвечает им человечьим голосом/ Прячьтесь быстрее под мою крону, но обязательно сорвите мое золотое яблочко и выполните задание.

Дети и воспитатель быстро вбегают под крону дерева /присаживаются под импрови-зированным деревом на коврике/. Один ребенок срывает золотое яблоко, а взрослый читает задание.

Воспитатель: Поиграйте в игру «Скажи наоборот».

Воспитатель называет существительные и прилагательные, а дети говорят их проти-воположное значение.

Воспитатель выглядывает из-под яблоньки и говорит: «Кажется, гуси-лебеди улете-ли. Посмотрите дети, какая интересная грибная тропинка. Давайте соберем съедобные грибы в наше лукошко. Только лукошко у нас необычное, а волшебное. Оно возьмет съе-добные грибы только у тех детей, которые смогут, название гриба разделить на части».

Проводится речевая игра «Раздели слова на части».

Съедобные грибы: белый гриб, подосиновик, лисички, маслята, сыроежка, груздь, опенок, рыжик, подберезовик.

Ядовитые грибы: ложноопенок серно-желтый, мухомор красный, сатанинский гриб, бледная поганка.

Снова звучит громкая тревожная музыка. Все поднимают головы вверх и с возгла-сами «Гуси-лебеди!» устремляются к русской печке: «Печка-матушка, укрой нас от гусей-лебедей!».

Печка: «Поиграйте с моим румяным колобком, тогда и спрячу.

Дети и воспитатель играют в словесную игру «Один – много».

Воспитатель: Дети! Как хорошо мы с вами потрудились и гуси-лебеди улетели. А теперь давайте поиграем в русскую народную подвижную игру «Солнышко».

Играющие образуют круг. В центре круга – «солнышко» - большой желтый обруч. Вокруг разбросаны маленькие колечки. Участники игры идут по кругу, приговаривая сло-ва:

«Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!».

Мы колечки соберем,

Золоченные возьмем.

Покатаем, поиграем,

И тебе назад вернем!».

После этих слов дети разбегаются по группе, собирая маленькие колечки в большой обруч.

Снова детский возглас: «Гуси – лебеди!» Дети и воспитатель бегут к молочной реке: «речка-матушка спрячь нас от гусей-лебедей».

Дети садятся под бережок и выполняют аппликацию «Весенний лужок».

Воспитатель: Дети! Какой красивый весенний луг у нас получился. Вы все стара-лись.

А вот и родители с базара вернулись. Гостинцев всем вам привезли.

Родители: раздают детям фрукты.

ЧИСТОГОВОРКИ.

1. ЗА-ЗА-ЗА - уходи коза.

2. ЧА-ЧА-ЧА – на столе горит свеча.

3. ЧОК-ЧОК-ЧОК – в уголке сидит сверчок.

4. ША-ША-ША – наша Маша хороша.

5. ШУ-ШУ-ШУ – шубу я ношу.

6. ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ – сидит Ваня на крыльце.

7. РА- РА-РА – Кате спать пора.

8. ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – я хожу в плаще.

9. СО-СО-СО – покатилось колесо.

10. СУ-СУ-СУ – видел я в лесу лису.

11. ЖА-ЖА-ЖА – в лесу встретили ежа.

12. ЛА-ЛА-ЛА – быстро вертится юла.

Публикации по теме:

Сказка в стихах «Аленушка» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Налетели лебеди грозной дикой стаей, Подхватили Ванечку, скрылись за лесами. «Что же вы наделали.» - вскрикнула сестрица, Побежала в.

Драматизация сказки «Гуси-лебеди» для детей 4–6 лет Не претендую на авторство, поскольку это рабочий сценарий, сборка из разных сценариев и адаптированный под наш детский сад и наших детей.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» Конспект НОД по развитию речи средней груупы № 12 МБДОУ д/с № 169 Тема «Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди»» Цели: учить.

Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» с элементами драматизации Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди» с элементами.

Методические рекомендации по организации игровой деятельности. Словесные дидактические игры для детей от 5 до 6 лет Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное.

Открытый показ театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Гуси лебеди» в разновозрастной группеОткрытый показ театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Гуси лебеди» в разновозрастной группе Цель: Воспитание любви к театральному искусству, к русскому народному творчеству. Задачи: Обучающие: Учить детей четко произносить и отличать.

Развлечение по мотивам сказки «Гуси-лебеди» Цель: создание радостного настроения, умения договариваться в игре. Задачи: - развивать речевое взаимодействие, связную диалогическую и.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Дидактические игры в развитии речи детей» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста». План проведения: 1.

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки в подготовительной группе «Гуси-лебеди» Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки в подготовительной группе. «Гуси – лебеди» Действующие лица: Взрослые:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словесные и дидактические игры в развитии речи детей. По мотивам сказки «Гуси-лебеди».
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 19:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Словесные и дидактические игры в развитии речи детей. По мотивам сказки «Гуси-лебеди».» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юрьевна Школьная (УИ 234348) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД