Татьяна Афонина
Дидактические игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выполни команду
Цель: Развивать внимание, умение выделять названные признаки. Воспитатель предлагает определенной группе детей выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой группы являются общие признаки в одежде детей, во внешнем виде принадлежащих им игрушек.
Угадай игрушку
Цель: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.
Скажи какой
Цель: Учить выделять и называть признаки предметов.
Публикация «Дидактические игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Кто больше увидит и назовет
Цель: Развивать умение выделять и называть части и признаки игрушки.
Что напутал Буратино?
Цель: Учить детей находить ошибки в описании и исправлять их.
Разложи картинки
Цель: Учить устанавливать последовательность действий и правильно их называть.
Кто что умеет делать?
Цель: Научить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Кто больше назовет действий
Цель: Научить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы.
Где что можно делать
Цель: Активизировать употребление в речи глаголов, соответствующих определенной ситуации.
Скажи, что делает и что будет делать
Цель: Учить подбирать глаголы для обозначения настоящих и предполагаемых действий.
Добавь слово
Цель: Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, следующие за названным.
Как медвежонок катался на машине
Цель: Учить определять и выделять глагольный ряд, образующий сюжет.
Назови что это, и скажи, какой
Цель: Обучать выделять объект и его основной признак с помощью двух предложений, связанных цепной местоименной связью.
Объясни Буратино
Цель: Учить связывать два предложения посредством цепной связи.
Кто позвал?
Цель: Обучать элементарному описанию, содержащему название объекта, с указанием одного из его признаков.
У кого какой зверь?
Цель: Обучать пофразному описанию игрушек совместно с воспитателем или другим ребенком.
Встань в круг!
Цель: Обучать коллективному описанию игрушки.
Кто знает, пусть продолжает!
Цель: Учить составлять рассказ по заданной схеме совместно с воспитателем.
Поезд
Цель: Обучать коллективному повествованию.
Разноцветный сундучок
Цель: Учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Теремок
Цель: Ориентироваться на окончание при согласовании в роде глагола прошедшего времени с существительным.
Лото
Цель: Упражнять в образовании форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Мишка, ляг!
Цель: Упражнять в образовании форм глаголов в повелительном наклонении.
Потерялись
Цель: Учить соотносить название животного и его детеныша.
Чей голос?
Цель: Различать животных и их детенышей по «голосам». Правильно соотносить их названия.
Домик для зверят
Цель: Активизировать употребление в речи детей названий детенышей животных.
Поручение
Цель: Упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов. Активизировать употребление в речи названий детенышей животных.
Дружные ребята
Цель: Закрепить умение соотносить названия животных и их детенышей. Активизировать употребление в речи детей этих названий.
Волк и зайцы
Цель: Учить понимать и соотносить с движениями глагольные формы (прячься, спрячемся, попрячемся).
Ежик и мыши
Цель: Активизировать употребление в речи детей глаголов в форме повелительного наклонения (беги, лови).
Груша
Цель: Учить соотносить движение со словом. Закрепить употребление форм повелительного наклонения глаголов.
Поезд
Цель: Закреплять умение соотносить слово и действие.
«Где мы были, мы не скажем»
Цель: активизировать употребление в речи глагольной лексики. Соотносить словов и движение.
Лохматый пес
Цель: Закреплять умение соотносить действие звучащим словом.
Курочка-Рябушечка
Цель: Учить соотносить действие с обстоятельством (куда, зачем).
Молчанки
Цель: Учить понимать и соотносить с движениями глаголы, образованные приставочным способом.
Сова
Цель: Упражнять в образовании глаголов от звукоподражаний.
Молчок
Цель: Закрепить умение соотносить глаголы с существительными, от которых они образованы.
Смешинка
Цель: Понимать и соотносить с движениями глаголы, образованные приставочным способом.
Два брата
Цель: Формировать умение соотносить и использовать в речи видовые пары глаголов.
Добавь слово
Цель: Учить дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить нужное слово по смыслу высказывания.
Скажи наоборот
Цель: Учить подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы (слова с противоположным значением).
Невидимки
Цель: Упражнять в образовании форм второго лица единственного и множественного числа глаголов.
Олины помощники
Цель: Упражнять в образовании форм третьего лица множественного числа глаголов.
Кто что делает
Цель: Закреплять умение правильно образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного числа.
Все наоборот
Цель: Учить подбирать глаголы с противоположным значением.
Назови, что сделал Умейка
Цель: Учить составлять (распространять) предложения с однородными сказуемыми.
Кто больше назовет действий
Цель: Активизировать употребление в речи глаголов, закрепить умение образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо)
Кто больше скажет о профессии
Цель: Учить соотносить действия людей с их профессией, соответствующие глаголы с существительными (строит- строитель, учит- учитель и т. д.).
Сорока
Цель: Научить соотносить глагол и обозначаемое им действие предмета.
Маша обедает
Цель: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Чей голос?
Цель: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Не умеют читать
Цель: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов, активизировать употребление глаголов движения (улетел, убежал).
Лесенка
Цель: Упражнять в понимании и употреблении глаголов, производных от звукоподражаний.
Оркестр
Цель: Учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.
Профессии
Цель: Закреплять умение соотносить названия профессий и соответствующие им действия.
Подарки
Цель: Учить соотносить предмет и действие, которое с ним производится.
У дядюшки Якова
Цель: Соотносить глаголы, обозначающие игру на музыкальных инструментах с действиями.
Подскажи словечко
Цель: Учить подбирать нужную форму глаголов, ориентируясь на рифму и смысл стихотворения.
Что было бы, если бы…
Цель: Уметь самостоятельно образовывать формы сослагательного наклонения глаголов, различать их в речи.
Юла
Цель: Соотносить глагол и движение.
Петушки
Цель: Соотносить глагол и движение.
Гуси
Цель: Обогащать речь однокоренными наименованиями.
Непослушная кукла
Цель: Активизировать употребление глаголов в речи.
Заяц-барабанщик
Цель: Формировать умение выделять в речи однокоренные слова (барабан- барабанить, ворчит- ворчун).
Вот какая мама
Цель: учить различать глаголы одеть и надеть.
Котенок
Цель: Учить соотносить глаголы и элементы описания с выразительными движениями.
Посидим в тишине
Цель: учить чувствовать музыку стиха и роль глагола в нем.
Жучок
Цель: Учить соотносить глагол с выразительным движением.
Вот когда я взрослым стану
Цель: Учить понимать игру слов, развивать чувство юмора.
Наш товарищ
Цель: Научить понимать музыку глагольной рифмы, соотносить слово и выразительное движение.
Стиральная машина
Цель: Закреплять умение соотносить глагол с движением.
Пылесос
Цель: Учить соотносить предмет и его характерные действия (функции).
Оса
Цель: Закреплять умение соотносить слово и выразительное движение.
Совка- сплюшка
Цель: Учить эмоционально отзываться на словесную игру (сплюшка, сплю, спишь).
Рыбаки
Цель: Закреплять умение соотносить смысл глагола с выразительным движением.
Козлята и зайчик
Цель: Формировать умение составлять рассказ совместно с воспитателем.
Теремок
Цель: Обучать описанию игрушек.
Игры- инсценировки с игрушками
Цель: Учить составлять совместно с воспитателем короткие рассказы.