наталья Бобылева
Деловая игра «Чудо-блоками играем, ум ребёнка развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чудо-блоками играем, ум ребёнка развиваем»
Цель: повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии в условиях ДОУ.
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в области
современных технологий;
- развитие творческой активности педагогов;
- познакомить участников деловой игры с использованием в образовательном процессе современной игровой технологии.
Публикация «Деловая игра „Чудо-блоками играем, ум ребёнка развиваем“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: ноутбук, экран, комплекты игровых пособий «Блоки Дьенеша», обручи, кодовые карточки, фломастеры, цветная бумага,
Подготовительная работа: приглашение на деловую игру, анкетирование педагогов ДОУ.
Алгоритм деловой игры :
• Вводная информация ведущего игры - «Теоритическая кухня».
• Практическая часть- игры и игровые задания с использованием логических блоков.
• Творческая мастерская «Каша из топора». Презентация игры с блоками.
• Рефлексия.
Теоритическая часть:
Одним из принципов ФГОС ДОО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Организация жизни детей в ДОО должна проходить в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Переход к личностно-ориентированной, развивающей модели образовательного процесса ставит перед воспитателями задачу овладения такими технологиями и методиками, которые бы позволили на практике реализовать личностно-развивающий, гуманистический принцип, заложенный во ФГОС ДО.
Для меня таким средством стали игры с логическими блоками Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика». Данная технология относится к игровым развивающим технологиям.
На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными програм-мами.
В комплекте «Блоки Дьенеша» 48 фигур четырех форм, трех цветов, двух размеров, двух видов толщины. Таким образом, в комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В играх используются карточки-символы. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Знакомство с карточками-символами осуществляется постепенно в ходе непосредственно - образовательной деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми. На карточках такое свойство как цвет, изображается пятном определенного цвета; величина – силуэтами домиков (большого и маленького); форма – соответственно контурами фигур; толщина – условным изображением человеческой фигуры. Такая интерпретация кодировки свойств блоков была предложена самим автором дидактического материала. Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки. Используя карточки, дети перечисляют все признаки блоков. Научившись вести поиск фигуры по информации, закодированной на карточке, дети с удовольствием играют с ними самостоятельно.
Этот набор используется как игровой материал в непосредственно образовательной деятельности (в ходе реализации задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»); в совместной деятельности с детьми в ходе сюжетно - ролевых игр (используется как предметы - заместители, в ходе организованных игр – путешествий (используется как таинственные клады, волшебные предметы с определенными свойствами, развлечений, итоговых мероприятий, проводимых в виде КВНов, в организации занимательных игр в утренние и вечерние часы. С этим материалом дети замечательно играют и самостоятельно. Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня развития детей. Можно начинать играть и в два года и в пять лет.
Практическая часть.
Я предлагаю всем участникам отправиться в страну «Чудо блоков» поиграть с блоками Дьенеша и решить для себя вопрос: «Отвечает ли данная технология современным требованиям организации образовательного процесса условиях ДОУ?».
ИГРА «Купите билетик».
Цель: найти фигуру по знаково-символистическому изображению. Учить декодировать информацию.
В ходе игры участники делятся на две команды.
ИГРА «Рыбалка»
Цель: учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма, толщина, выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически-действенное мышление.
Задание от ведущего.
Придумайте вариант данной игры для детей младшего и среднего возраста и создайте условия для проявления инициативы детей, их самостоятельности.
Игра «Художники»
Цель: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, композиции).
Игра «Мозаика цифр».
Цель: Развитие способности декодировать информацию, изображённую на карточке; умение выбирать блоки по заданным свойствам; закрепление навыков вычислительной деятельности.
Игра «Построй дорогу».
Цель: развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать от других, следовать определённым правилам при решении определённых задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
Игра «Садовники».
Цель: развивать логическое мышление, комбинаторные навыки, ориентировку в пространстве, умение делить множество на есколько подмножеств.
Задание от ведущего.
Сформулируйте воспитательную задачу, реализуемую в ходе проведения игры.
Игра «Засели жильцов»
Цель: развивать умение распределять блоки по свойствам. Развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, внимание.
Задание от ведущего.
Придумайте свой вариант игры.
Творческая мастерская «Каша из топора»
Командам предлагается придумать свою игру. Можно использовать различные атрибуты и материалы (схемы, кодовые карточки, логические кубики и т. д., главное условие – использовать «Чудесный мешочек» и логические блоки.
Необходимо определить возрастную категорию и цели игры.
Подведение итогов.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: «Позволяет ли данная технология
- развивать психические способности ребёнка : память, внимание, мышление;
- развивать мыслительные умения детей: сравнивать, анализировать, классифицировать, кодировать-декодировать информацию, логически мыслить;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию у детей;
- проявлять ребёнку свои личностные качества (самостоятельность, активность, настойчивость и т. д.)
- проявлять воспитателю творческую инициативу, создавать условия для проявления инициативы детей, их самостоятельности, индивидуальности?
Определение команды - победительницы.